Агроусадьбы – в тренде

Веранда с видом на перспективу

«Ну, понеслось», — с такими словами хозяева многих агроусадеб начали новый год. Заказы есть, интерес тоже, спад в отрасли миновал, условия работы обозначены на годы вперед — трудись и радуйся. Тем более что есть на кого равняться — за полтора десятка лет в сфере гостеприимства появились свои лидеры. Впрочем, в последнее время предприниматели, занятые в нише агроэкотуризма, предпочитают удивлять всех умением ладить со своими соседями —в регионах то и дело создаются агротуристические кластеры. Это когда несколько объектов объединяются для совместного предоставления разноплановых и не дублирующихся услуг гостям. Такой симбиоз позволяет не распыляться на все подряд, а сосредотачиваться на своих уникальных фишках. 


Такие подходы горячо поддерживают и в профильном Министерстве спорта и туризма. На прошедшем недавно 17-м республиканском конкурсе «Познай Беларусь» в одной из немногочисленных подноминаций выбрали лучший агротуристический кластер страны. Им стали «Валожынскiя гасцiнцы». Ожидаемо и вполне заслуженно. Как-никак самое первое объединение соседей-сельчан, превративших отдых в деревне в бизнес. К слову, конкуренты у них тоже были достойные: «Муховэцька кумора» и «Велесаў шлях» из Кобринского и Глубокского районов. На пятки им наступает молодежь: в разных регионах появляются новые кооперативы. Например, «Терем развлечений» в Щучинском или «Заходняя скарбонка» в Волковысском, Зельвенском и Свислочском районах. Объединяться, как подсказывает сама жизнь, выгодно. 

Замечают это и за рубежом. Неспроста мы признанные лидеры по версии российского журнала National Geographic. А в этом году, который Всемирная ту­ристск­ая организация (ЮНВТО), входящая в структуру ООН, объявила Годом сельского и экологического туризма, наша страна ближе к лету примет международный семинар на эту тему. Хороший повод показать себя во всей красе и познакомиться с опытом соседей. 

Подобное внимание к не самому, казалось бы, популярному виду туризма в мире объясняется цифрами. Подумайте только: сегодня на планете насчитывается более 600 000 агроусадеб. На долю «сельских отелей» приходится 15 процентов всех мест проживания. А общий вклад в экономику от их деятельности — более 180 миллиардов евро. Наши успехи, понятное дело, скромнее. По данным на начало прошлого года, в стране насчитывалось 2473 домика в деревне. Но при этом из них работало свыше 80 процентов — 2054 усадьбы. Сообща они приняли в 2018 году 422,3 тысячи гостей из 70 стран. Туристы оставили у нас 20 миллионов рублей. Данные 2019-го узнаем лишь весной. И, как предрекают эксперты, все показатели заметно подрастут. 

К слову, суммарно на долю иностранцев приходится лишь десятая часть всех посещений нашей периферии. И это нормально. Впрочем, пропорция в скором времени все же изменится. Ведь в прошлом году туристические компании наконец-то нашли точки соприкосновения с хозяевами усадеб. Как результат — стали включать посещение глубинки в свои программы и экскурсионные маршруты. Правда, сотрудничают они пока только с самыми гибкими и продвинутыми. Теми, кто сможет накормить туристов на любую заявленную сумму. Отдельное условие — инфраструктура на месте. Один туалет на 40 человек — это не считается. Иностранцы, к слову, несмотря на всю любовь к тишине, спокойствию, природе, к сервису относятся щепетильно. 

Еще один немаловажный момент: у туристов должна остаться память о посещенном месте — не только привычные магнитики на холодильник, но и что-то сделанное своими руками. В идеале посещение усадьбы при групповом туре, когда о ночевках редко заходит речь, должно состоять из питания, мини-экскурсии и мастер-класса. Время банальной «чаркi-шкваркi» давно прошло.

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter