В Оршанском районе в приемные семьи берут не только детей, но и пожилых

Вера, Татьяна… Любовь

ЖИЗНЕННЫХ ситуаций, когда человеку нужна помощь, немало, и далеко не всегда стандартный подход оказывается идеальным решением. В Оршанском территориальном центре социального обслуживания населения это понимают. Поэтому здесь пробуют новые формы работы – выездные приемы специалистов отделения социальной помощи на дому в агрогородках, патронатную и приемную семью. Сельчанам такой гибкий подход пришелся по душе, в чем и убедились корреспонденты «СГ».

Соцработник Татьяна ИВАНЫШКИНА не применет угостить свою
подопечную Антонину РЫЖИК блюдами из печи

Сироту не обидят


В идеале в сложных ситуациях помогает семья, а как быть, если нет, к примеру, родителей? Даже совершеннолетних сирот, выпускников местного Андреевского детского дома, продолжают опекать сотрудники отделения социальной реабилитации и адаптации ТЦСОН. Но ведь в Оршу не всегда выберешься, поэтому есть и другой способ, которым недавно воспользовалась молодая девушка-сирота из агрогородка Высокое. Здесь, во время выездного приема, организованного с начала года работниками отделения социальной помощи на дому, она пришла узнать, можно ли получить помощь гуманитарную. И ей выдали одежду. А другая сельчанка с похожей судьбой обратилась в поисках работы. В результате и ей помогли с вещами, а также вручили «удочку», чтобы самой заработать на новые — устроилась социальным работником в том же агрогородке.

На прием приходят по разным вопросам. Листаю журнал учета посещений. Дети интересуются, как оформить на обслуживание своих престарелых родителей, реально ли отправить их в санаторий. Пожилые спрашивают, может ли, к примеру, «помощник» вскопать им огород по весне и сколько это будет стоить. Возможность получить консультацию на месте в Смольянах, Крапивно и Высоком у местных жителей есть трижды в месяц, поясняет инспектор по основной деятельности отделения Ирина Кулик. В свое время Ирина Викторовна работала с детьми-сиротами, и сейчас следит за судьбами некоторых из них. По ее наблюдениям, многие стали самостоятельнее. Прежде, выходя из учреждения интернатного типа, они с трудом учились себя обслуживать, обустраивать дом, готовить еду. А сейчас этот пробел опекающие сирот работники госучреждений и приемные родители стараются восполнить, результаты заметны. Среди знакомых выпускников моей собеседницы есть как минимум две молодые семьи, где один или оба супруга – сироты. Однако сумели и быт наладить, и сами растят малышей, обойдя «кривую дорожку»:

Социальный работник
Вера КОМКОВА часто заглядывает
к Марии Шибеко.

— Сейчас намного активнее практикуются такие формы работы, как приемная семья на выходные. Да и детский дом стал более открытым, там имеются специальные бытовые комнаты, где ребята во время учебы могут сами научиться готовить или, к примеру, стирать белье. А если нужно, специалисты центра социального обслуживания населения могут с ними и к работодателю сходить, поддержать и помочь устроиться, как обычные родители.

Патронат – дела идут на лад


Парадокс, но далеко не все пожилые готовы принять помощь социальных работников. И не всегда дело даже в деньгах, которые не так уж велики, – один визит стоит около 6800 рублей. Бывает, перед соседями неудобно – ведь подумают, что стала совсем немощной. Так рассуждала и 76-летняя оршанка Мария Шибеко, однако беда пришла, откуда не ждали – умер на охоте ее 42-летний сын, сердце прихватило. Незаконченным остался ремонт, да и у самой матери руки опустились от такого горя. Раз встретила на улице знакомого социального работника Веру Комкову:

— Посиди хоть ты со мной, Верочка, а то совсем худо… Соседи молодые, им не до меня, и словом перекинуться не с кем.

Вера Алексеевна с Марией Станиславовной знакомы давно, мама самой работницы соцслужбы живет неподалеку. По своей инициативе Вера стала проведывать соседку, помогал и ее муж. Не по графику – по зову сердца и не за деньги. Такой способ социальной поддержки называется патронатная семья. 

Инспектор по основной деятельности отделения ТЦСОН Клавдия Легезина говорит, что эту форму помощи сейчас в районе практикуют два социальных работника, хотя бывало и больше. В перспективе опекаемые могут оформить договор и получать все необходимые услуги соцпомощи на дому.

Сейчас у Веры Алексеевны еще 10 человек на обслуживании, помимо Марии Шибеко. Как успевает – только диву даешься! За 17 лет практики каких только поручений не выпадало на ее долю. К примеру, одна из ее очень пожилых подопечных заранее готовилась к своим похоронам: на чердаке хранила гроб, а в сарае – памятник. Однажды немощная сельчанка забралась под крышу проверить, не погрызена ли ее домовина. А назад спуститься ей оказалось уже не по силам. Благо социальный работник подоспела вовремя и вызволила несчастную пленницу.

— Всегда переживаю за них, как бы не упали или еще какая беда не стряслась, — делится опасениями Вера Алексеевна. – У старого человека бывает разное настроение, но многие часто благодарят, а один, 94-летний ветеран войны Станислав Антонович Селицкий, даже на скрипке мне играет!

Взяли в семью


Татьяна Иванышкина – маленькая, быстрая и решительная – встречает нас у ворот своей усадьбы в деревне Софиевка. Смело отгоняет здоровенной палкой слишком ретивого сторожа-пса, облаявшего гостей, и приглашает в дом. Тепло – натоплена печка, в которой уже ждет обеденного часа ароматная бабка. Кулинария – хобби соцработника, причем общее с одной из ее подопечных, Антониной Петровной Рыжик. С этой зимы они хозяйничают вместе – Татьяна Николаевна решила пригласить пожилую сельчанку жить вместе, таким образом ее семья стала приемной для нее.

Согласитесь, далеко не каждый возьмет на себя такую ношу – и родных-то родителей не все готовы приютить в своем доме. Но сама Татьяна человек особенный. Признаюсь, наш задушевный разговор не обошелся без слез. Было в ее жизни всякое – у будущего гражданского мужа, в то время переживавшего потерю первой жены, подрастали два мальчика, а он от горя не мог совладать с тягой к алкоголю.

— Таня, помоги мне поднять детей, — умолял он ее тогда. И она не отступилась, поддерживала мужа в борьбе с пагубной привычкой, растила пасынков – оба уже взрослые, живут своими семьями, привозят внуков. Сейчас все беды в прошлом, уже много лет хозяин в рот не берет спиртного. Из барака переехали в свой дом, отремонтировали его: практически городские условия. И Антонине Петровне здесь нашлось место, не обижают. Правда, кошка Бетти осталась в ее доме, так что вместе со своей «приемной дочерью» сельчанка проведывает ее и кормит.

— Старое дерево на новом месте не приживется, потому и не хочу ехать к детям в Севастополь, — объясняет она свою позицию. – Здесь жила на «горе», зимой в округе ни души – все дома пустые. Но совсем свою хату кидать не хочу.

Что пришлось пережить ее поколению, нам не представить. Родилась Антонина Петровна накануне войны, видела оккупацию, раз от немцев вместе с мамой пряталась в печи. Есть нечего было, так варили цветы клевера, весной собирали по полям мерзлую картошку – тюря из нее была самым сладким лакомством. Оттого на нынешнюю жизнь, считает, грех жаловаться.

— Лес неровно растет, так и люди разные, — делится она житейской мудростью. – Мне Бог послал Татьяну Николаевну, а со старым человеком нужно терпение. Стараюсь ей помочь, а она – мне. И хозяин о нас заботится.

Так и живут, не обижаясь по пустякам. Всего-навсего нужно немного доброты.

КОМПЕТЕНТНО

Директор Территориального центра социального обслуживания населения Оршанского района Екатерина МУРЕНКОВА:

 — Отделение социальной помощи на дому нашего центра обслуживает более 820 человек. Это нетрудоспособные граждане и инвалиды, нуждающиеся в посторонней помощи. Центр старается разнообразить виды предоставляемых услуг, внедряя в том числе и новые формы работы – это патронатная и приемная семьи. Это позволяет максимально продлить жизнь пожилых людей в привычных условиях и поддержать их здоровье и хорошее самочувствие.

yasko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter