Вера Полякова: очень важно в критической ситуации становиться плечом к плечу

Она искренне удивляется, когда слышит, что у кого-то есть выходные. Ведь сама давно живет так, словно в сутках не 24 часа, а все 48. Смеется: «Я последняя в очереди за выходными». И это, поверьте, совсем не кокетство. За Верой Поляковой и правда не угнаться. Гастроли, спектакли, репетиции, бесконечные встречи и интервью, преподавание в академии искусств и полная самоотдача — она не представляет, как можно хотя бы минуту ничего не делать. Несмотря на то что сегодня ее главная роль — быть директором ТЮЗа, разговор мы все равно начинаем с телевидения.


— Когда-то один умный человек мне сказал: «Хочешь проверить уровень своей популярности, иди на Комаровский рынок. Если узнали, поздравляю: ты уже звезда». Проверила — и правда работает!

— Как вас чаще всего опознают: как актрису, певицу, ведущую «Нашего утра», жену министра, в конце концов?

— Когда-то давно — по «Серебряной метели» в первую очередь. Не все были в курсе, что эту песню исполняет Вера Полякова. Но, как только я открывала рот и начинала говорить, сразу узнавали по голосу. Те, кто ходит в театр, знают меня как актрису. Однако после того как я пришла в «Наше утро» на ОНТ, уровень моей популярности значительно вырос. 
Куда бы я ни звонила, когда представляюсь, сразу слышу в ответ: «Ой, а мы вас смотрим с утра!» Раньше говорили, будто я пользуюсь тем, что жена Макея (Владимира Макея, министра иностранных дел. — Прим. ред.). Но сейчас, поверьте, мне не нужно даже называть вторую фамилию. 
Люди смотрят «Наше утро», знают меня. Так что телевидение — это великий помощник в деле популяризации любого артиста.

— В комментариях к некоторым выпускам «Нашего утра» аудитория даже выдавала вас «замуж» за Александра Серебренникова, настолько органично вы смотритесь в кадре.

— Нам и правда очень легко работается вместе, мы абсолютно на одной волне. И в жизни, кстати, дружим семьями. Но даже в эфире «Нашего утра» стараемся быть самими собой, ничего не изображая. Всегда есть юмор, иногда даже милый конфликт, то есть мы драматургически выстраиваем эти отношения. Вообще, мне, конечно, очень повезло с Сашей. За свою многолетнюю телевизионную деятельность (а я поработала на всех белорусских каналах!) это лучший партнер, который мне доставался. Саша профессионал с большой буквы, я каждый день у него учусь. И да, не устаю признаваться в любви.
Программа «Наше утро» выходит на ОНТ по будням с 06:00. Субботний выпуск начинается на два часа позже
— До начала интервью вы сказали, что в последние дни спите не более четырех часов в сутки. К чему такая нагрузка? Ради совмещения театрального и телевизионного графиков?

— Мои артисты тоже на днях спросили: «А вы вообще спите, Вера Александровна?» Ну вот, говорю, три с половиной часа сегодня поспала. Ребята засмеялись: «Для вас это даже много». Конечно, тяжело все совмещать, чего здесь скрывать. Но у меня есть график, расписанный даже не по часам — минутам! И я его четко соблюдаю. Самое главное — грамотно все распланировать. Я с вечера составляю список дел на завтра. И потом в течение дня удаляю выполненные задачи. Если все сделала, значит, прожила этот день не зря. Но есть еще один момент. Некоторым людям элементарно нужно много времени, чтобы выполнить одно дело. А я за короткий срок могу переделать столько, сколько другие не сделают и за неделю. Поэтому здесь все зависит от внутренних ресурсов и правильного тайм-менеджмента.

— Но вы же еще и в соцсетях чрезвычайно активны. Разве они не съедают время?

— Как экономист-менеджер (по третьему образованию) я понимаю: сегодня все продается через соцсети. Ну и, конечно, это определенный уровень популярности. Похвастаюсь: буквально недавно мы с Сашей Серебренниковым собрали первый миллион просмотров в TikTok! Ну круто же! Так мы становимся ближе к молодежи. Не все включают телевизор. Но все чаще, когда приезжаю куда-то с гастролями, слышу: «Видели вас в TikTok, подписались». Благодаря моей активности в соцсетях у нас значительно помолодела публика. Я вижу это даже по спектаклям проекта «ТриТформаТ». Молодежь охотится за билетами на наши постановки, потому что они яркие и современные. То же самое пытаюсь сейчас сделать в ТЮЗе.

— За полгода на посту директора вы приложили немало усилий для того, чтобы ТЮЗ снова стал востребованным театральным адресом. Но, помню, речь шла в том числе и о ребрендинге: сделать театр не столько для детей, сколько для молодежи.

— Скорее, я хочу сделать так, чтобы наши взрослые спектакли увидело как можно больше молодежи. ТЮЗ должен в первую очередь выполнять воспитательную функцию. Все-таки первый театр, куда приходит ребенок, это Театр юного зрителя. Поэтому продукт должен быть мегакачественным, чтобы школьник потом хотел и мечтал еще раз прийти в зрительный зал. Что касается ребрендинга, то название (ему уже 67 лет) мы, конечно, оставим. Но в устав внесли изменения. Теперь это театр для детей и молодежи. Также у нас появился ряд клас­сных спектаклей, которые сделаны по-современному и очень легко смотрятся. Это «Альпы. Сорок первый» по мотивам повести Василя Быкова в постановке Татьяны Самбук. Это «Фигаро», его поставил московский режиссер Александр Баркар. По сути, тот же классический текст Бомарше, но рассказанный языком молодежи. Кроме того, сейчас Татьяна Самбук приступила к пушкинскому «Евгению Онегину». Спектакль выйдет под названием «Женя + Таня = любовь». Премьера — 28 и 29 октября. Сейчас определяюсь с постановками на следующий год, обзваниваю режиссеров из Питера и Москвы, тех, кто там особенно гремит. Не буду скрывать: мне хотелось бы, чтобы этот дух «другого» театра пришел в Беларусь. Нам не хватает модных спектаклей на злобу дня. И я сделаю все, чтобы ТЮЗ стал самым современным и модным театром страны.

— Какой вы руководитель? Ваши коллеги из других театров часто говорят о том, что актерам нужна жесткая рука.

— Я руководитель в первую очередь заботливый. Так как считаю, что все те, кто работает в театре, люди самоотверженные. Артисты, режиссеры, художники по свету, гримеры, бутафоры и многие-многие другие — это штучные специалисты, и отношение к ним должно быть особое. И зарплата достойная. Все это я стараюсь обеспечить. Но дисциплина тоже, конечно, важна. Артисты как дети. Чуть дал слабину, они уже разбежались. Я всегда готова войти в положение и всех за них порвать. Но внутри коллектива могу собрать, жестко поговорить и даже уволить. Не терплю пьянства на рабочем месте. Поэтому с теми, кто ставит алкоголь выше профессии, мы прощаемся. Без обид, и об этом я сказала на самом первом собрании.

— Отношение к вам, помню, сначала было настороженным. А сейчас?

— Не то что настороженное: они меня на посту директора категорически не хотели видеть. Сейчас все по-другому. Люди поняли, что я не столько говорю, сколько делаю. Видят, как изменилось состояние театра. И зарплата выросла. И залы полные. И сейчас бьюсь за то, чтобы у нас стоянка была… Поверьте, каждый день прохожу множество кругов ада, чтобы сделать жизнь в театре лучше. Потому что сама артистка и понимаю, как важен комфорт в этой профессии. Более того, я активно подтягиваю артистов и к внетеатральной деятельности. Они должны сниматься в кино, участвовать в концертах и государственных праздниках, и я стараюсь давать им эту возможность. Мне как руководителю нужно, чтобы в театре работали популярные артисты, чтобы зритель покупал билеты именно на них.

— Сами вы при этом тоже активно участвуете в жизни страны. На днях мы видели ваш эффектный выход в «Минск-Арене» на патриотическом форуме «Это наша история!»…

— Знаете, я уверена, что такой праздник, как День народного единства, обязательно нужен людям, особенно сейчас. 
Я вообще пожелала бы всем белорусам не оставаться в стороне и сплачиваться в трудные минуты. Мы не должны друг на друга обижаться, а должны быть одной большой семьей. Только тогда мы выстоим и сможем решить проблемы, которые существуют в мире и стране. 
Очень важно в критической ситуации становиться плечом к плечу. Я была счастлива встретить День народного единства с любимыми зрителями, друзьями, единомышленниками. И, если люди получили удовольствие и ушли домой с по-настоящему праздничным настроением, я свою задачу выполнила.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter