На президентских выборах в Австрии победил независимый кандидат

Венский вальс с оборотом

На прошедших президентских выборах в Австрии победил независимый кандидат
Австрия во второй раз в новейшей европейской истории становится возмутительницей спокойствия и двигателем новых политических процессов. На прошедших президентских выборах правопопулистский кандидат Норберт Хофер набрал почти половину, 49,7% голосов. Впрочем, все решил подсчет голосов, отданных по почте. Бывший глава Партии «зеленых» и независимый кандидат Александр Ван дер Беллен победил во втором туре президентских выборов в Австрии.


Впервые после окончания Второй мировой войны президентом Австрии стал политик, не являющийся представителем двух основных партий — Социал–демократической и Народной. И впервые в истории правые получили почти половину голосов. При этом долгое время лидировал именно Хофер, так что главной опасности австрийский истеблишмент пока избежал. Но правый поворот в настроениях избирателей очевиден.

Еще несколько лет назад подобное событие было бы политическим потрясением. Впрочем, и без сослагательного наклонения — если не точно такое, то подобное уже случалось. Помните, был в Австрии такой правый политик Йорг Хайдер, которым европейская элита пугала детей, — националист, изоляционист и чуть ли не фашист... Так вот именно этот «фашист» 17 лет назад стал младшим партнером в коалиционном правительстве с одним из политических грандов, Австрийской народной партией под руководством Вольфганга Шюсселя. Тогда главы правительств 14 стран ЕС в знак бойкота прекратили контакты с правительством Австрии и отказывались здороваться за руку с Хайдером. И что же? Хайдер ушел с политической сцены раньше, чем ушел в небытие (в 2008 году он погиб в автокатастрофе). И никаких основ пребывание тогдашней Австрийской партии свободы в правительстве не потрясло.

Так что нынешний исход выборов в Австрии профессор Венского университета Дитер Зегерт в беседе со мной назвал не землетрясением и не потрясением, а всего лишь «открытым исходом выборов». То есть на то она и демократия, чтобы оставлять вопрос о том, кого предпочтут избиратели, открытым вплоть до подсчета голосов. Тем более что именно большинство населения не согласно с политикой правительства, которое перестало слышать, чего хочет население.

70 лет австрийские социал–демократы были в правительстве. И всегда была так называемая большая политика двух ведущих партий, народной и социал–демократической, которую население хочет поменять. Таким образом, в первую очередь мы видим в Австрии кризис партийной системы. И он касается не только Альпийской республики. Посмотрите, повсеместно в Евросоюзе правили так называемые большие коалиции — это когда две ведущие партии не набирали большинства голосов и объединялись, чтобы сформировать правительство.

Позвольте, недоумевал избиратель, но кто же тогда выразит наш протест и критику, если две конкурирующие партии правят вместе?

Протест от лица избирателей начали выражать новые партии, которые называют и националистическими, и правоэкстремистскими, и популистскими... Но слово «популистские» происходит от Vox populi. Вторая причина провала правящих партий в Австрии как раз заключается в том, что они не услышали голоса людей по отношению к мигрантам. Австрийское правительство сначала проповедовало открытость и приветствовало прибывающих из Сирии и тому подобных. И только потом поменяло политику и стало реализовывать политику закрытых дверей — то есть ту же самую политику, что и правые. Значит, в глазах избирателей Австрийская свободная партия оказалась правой.

Но остается открытым главный вопрос. Не станут ли Норберт Хофер и Александр Ван дер Беллен такими же системными политиками, как и все остальные? Такое уже случалось один раз, когда правые были в правительстве (в случае с Хайдером), и после этого не многое поменялось.

Вся система вряд ли поменяется. Для этого необходимо влияние в правительстве. Президент же обладает скорее формальным правом и церемониальными функциями. Так что герр Зегерт не может себе представить, как президент может влиять на канцлера, который начал работать всего неделю назад. А новые парламентские выборы состоятся только через два года. За это время новый канцлер от социал–демократов постарается сделать свою работу так, чтобы вернуть утраченное доверие избирателей.

Впрочем, по мнению профессора Зегерта, вопрос в общеевропейском масштабе не предрешен. Если правящие партии не поменяют политику, тогда разрыв между политическим классом и большинством населения усилится. И тогда правые популистские партии имеют шансы на победу. Вторая альтернатива — движение в направлении интересов обычных людей. Если эта политика реализуется, тогда правые не будут иметь большой успех.

Резюмируем. Победа независимого политика и успех правых подтолкнут существующие большие партии к изменению своей политики. Это уже происходит. Во всяком случае, в унисон Vox populi во многом говорит и австрийское правительство, а вскоре заговорит и президент, который баллотировался как независимый кандидат.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 96 (24978). Вторник, 24 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter