В Национальном центре современного искусства прошел мастер-класс по изготовлению традиционных свадебных венков

Венок на счастье

Вы знали, что в белых венках в Беларуси когда–то выходили замуж только сироты? Обычно же венки были яркими, разноцветными. Синие, розовые краски... В некоторых регионах цветы для венка делали на тоненьких стебельках: когда невеста шла, они колыхались, как настоящие цветы от ветра.



И не вуали были — а ленты.

И уж, конечно, никто из наших бабушек и прабабушек не бросал в толпу подвязки. И не привязывал к свадебному экипажу связки пустых жестянок — как в голливудских фильмах, откуда сегодняшние брачующиеся черпают идеи для своего торжества.

А как оно было?

Можно узнать на выставке в Национальном центре современного искусства «Беларускае вяселле: абрад, носьбiт, песня». В ней использованы материалы фоноархива кабинета традиционных музыкальных культур Белорусской государственной академии музыки. Здесь можно увидеть фильм с записью аутентичной полесской свадьбы, послушать свадебные песни с помощью наушников, а на специальных экранах увидеть лица исполнителей. Те, кто пришел в этот четверг, еще и научились плести «правильные» свадебные венки.



Анна Силивончик, председатель Студенческого этнографического общества, рассказала, что плетение свадебного венка — это было таинство, происходившее на «девичьем вечере» невесты, в ее доме. Обязательно в сопровождении специальных песен — трогательных, грустных. Невеста прощалась с молодостью, девичеством, родным домом и семьей. Замужние женщины туда не допускались. Мужчины, само собой, тоже. Всем незамужним и неженатым гостям еще делали «шаферки» — бутоньерки. Свой свадебный венок Анна плела на таком же вечере. Использовала для него калину, барвинок и вереск.

Мастер–класс по плетению венков провела Анастасия Глушко, также из Студенческого этнографического общества. Жаль, конечно, что на мероприятии не было народных костюмов и аутентичных венков в качестве наглядного пособия — только в соседнем зале можно было увидеть их в фильме о полесской свадьбе. Впрочем, Анастасия Глушко объяснила, что мастер–класс — не аутентика, а реконструкция. Аутентичность — там, где обряд передается из поколения в поколение.



— Аутентика уходит... Но элементы обрядов остаются. Культура наша живая, она развивается. Возможно, древние знания, которые мы сейчас пробуем привнести в нее, приживутся и спустя сто лет, уже в городской среде, станут привычными.

Между тем участники, девушки из художественного училища имени Глебова, получили гофрированную бумагу — красную, белую, зеленую, по кусочку проволоки.

— Представьте, что кого–то из присутствующих мы выдаем замуж. И собрались в соборную субботу, чтобы сплести для нее венок, — объявила мастер.

Что ж, остается надеяться, что проект поможет в возвращении исконно белорусских традиций. И кто–то из двенадцати девушек–участниц на собственную свадьбу захочет сплести себе традиционный венок.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter