Что общего у местечка Ружаны и французского Версаля

Венок из алых роз

Сегодня о городке на Брестчине с поэтичным названием говорят как о крохотном и тихом. Сюда приезжают, чтобы отдохнуть от суеты и окунуться в прошлое. Здесь можно увидеть один из крупнейших дворцовых комплексов Беларуси XVII-XVIII веков. Известная резиденция князей Сапег привлекает своей богатой историей и таинственностью.

Ружаны. Вид на местечко.

Если присмотреться к старинным фотографиям и открыткам, на которых изображены улицы и храмы местечка, можно увидеть надпись Rozana (Розанна). Именно таким было его первоначальное название. Местные жители рассказывают, что некогда здесь жил граф и было у него четверо детей: сын и три дочери. Когда они подросли, решил отец вдоль одной дороги выстроить сразу три города. Один из них — в честь старшей дочери Пружанны — Пружаны. По именам двух дочерей-близнецов Розы и Анны назвал городок Розанна (под влиянием польского языка впоследствии его переименовали в Ружаны). А в честь сына основал по соседству город Слоним.

В 1637 году при короле Владиславе IV Ружаны получили Магдебургское право и герб с изображением святого Казимира в венке из алых роз на серебряном поле.

Костел Святого Казимира. 1930-е годы. 

Ружаны располагались на перекрестке значимых дорог и торговых путей. Это и определило насыщенную жизнь городка.

До Первой мировой войны здесь проживало более семи тысяч человек, сегодня — вдвое меньше.

Одна из достопримечательностей поселка — Троицкий костел. За свою четырехсотлетнюю историю не раз становился свидетелем пожаров и войн, но на удивление сохранился до наших дней. Храм внесен в Государственный список историко-культурных ценностей.

Вид на костел Святой Троицы и торговые ряды.

Недалеко от костела — Петропавловская церковь, построенная в 1675 году. Сначала была униатской, а в первой половине XIX века стала православной. Рядом с храмом сохранилось здание монастыря базилиан.  

Православная церковь в Ружанах в начале ХХ века.

Визитная карточка местечка — дворец рода Сапег. Из-за войн и пожаров утонченный дворец с садами, парками, оранжереями был почти разрушен. Если углубиться в архивные источники, можно изумиться величию замка и его поразительной схожести с Версалем — роскошным дворцово-парковым ансамблем в пригороде Парижа.

Въездная брама Ружанского дворца рода Сапег. Начало ХХ века. 

Историки утверждают, что первоначально план резиденции князей Сапег был подобен плану дворца в Ксенже-Вельким в Польше, возведенного мастером из Флоренции Санти Гуччи. По одной из версий, он либо его ученик и стал первым архитектором Ружанского «палаца».

Дворец был построен в стиле итальянского барокко. Об этом мы можем судить исходя из росписи «сграффито», которая сохранилась на стенах. Эту технику разработали флорентийские мастера. В центральной части двухэтажного замка с тремя каменными башнями находились зал и вестибюль с двухсторонней лестницей. В боковых частях — покои, кабинеты, архивы.

Особое место канцлер Великого Княжества Литовского Лев Сапега отводил библиотеке, в которой насчитывалось более трех тысяч книг. Среди них были произведения Аристотеля, Вергилия, Ливия, Овидия, Эразма Роттердамского, литература по юриспруденции, истории, поэзии, географии, теологии. За любовь к книгам Сапегу прозвали «первым ясновельможным библиофилом».

Во время войны собранный им «храм знаний» был эвакуирован. Но спустя годы сыну канцлера ВКЛ Казимиру Леону Сапеге удалось библиотеку вернуть. Затем ее часть он передал в Виленскую иезуитскую академию.

Все комнаты дворца были украшены лепниной, дорогими картинами, скульптурами. Под зданием располагались боевой арсенал, продукты, а также архив с государственными документами Великого Княжества Литовского. Ружаны в XVII веке стали центром политической жизни государства. Белорусский Версаль принимал тогда таких именитых гостей, как король Речи Посполитой Сигизмунд Старый, король Жигимонт III Ваза.

Лев Сапега, к слову, любил балы и большие застолья. В архивах сохранились описания того, с каким размахом он встречал гостей: «Четыре массивных кабана, представляющих четыре сезона; двенадцать жареных оленей, соответствующих двенадцати месяцам. Вокруг длинные пирожные, равные годовому количеству недель. Затем следовали 365 единиц выпечки, символизирующие годовое количество дней, 52 серебряных бочонка как соответствие 52 неделям, 365 бутылей венгерского вина. А для придворных слуг — целых 8700 литров меда, что соответствует числу часов в году».

Улица в Ружанах. 1916 г.

Младший научный сотрудник музея «Ружанский дворцовый комплекс рода Сапег» Елена Полещук рассказывает, что, несмотря на все указы владельцев местечка, люди свободно пользовались самыми разнообразными банкнотами. Это еще больше способствовало развитию торговли.

— В детстве местные ребята часто гуляли на развалинах Ружанского «палаца» Сапег, спускались в подвалы, расположенные под руинами главного корпуса, — рассказывает она. — Второй этаж подземелья был привычным местом для поиска раритетов. Там, кроме старинных монет, находили сохранившиеся в слоях пыли бумажные купюры. Многие из них были повреждены. На некоторых удавалось рассмотреть изображения коронованных особ.

Местные жители говорят, что, если спуститься на третий ярус подвала, можно увидеть массивную дверь. Именно за ней, вероятно, скрыт тоннель, который, по легенде, соединяет Ружанский и Коссовский замки. Ширина его была такой, что там могли разминуться две кареты, запряженные лошадьми.

Ружаны. Начало ХХ века.
Во время Северной войны 1700–1721 годов Ружаны были разграблены и разрушены, в том числе и дворец. Позже в местечке была основана бумажная фабрика, суконные и полотняные мануфактуры, налажено производство ковров и поясов.

К 1780 году Александр Сапега решает восстановить легендарный дворец своей семьи. Для этого нанял саксонского архитектора Яна Самюэля Беккера. Он преобразил замок настолько, что новое сооружение с театром, картинной галереей начали сравнивать с Версалем.

Дворец по замыслу Беккера делился на две части, в которых размещались театр и конный манеж, объединенные парадной лестницей. Театр имел глубокую сцену и несколько планов кулис, что давало возможность часто менять оформление во время спектакля. В качестве актеров задействовали местных жителей. Чтобы научить их итальянскому и французскому языкам, на которых исполнялись пьесы, в Ружаны приезжали мастера из Европы.

В наши дни полным ходом идет восстановление некогда знаменитого театра Сапег. Сотрудники музея уверяют, что он будет максимально приближен к оригиналу. В работе используются макеты и чертежи из архива Варшавской национальной библиотеки.

 * * *

Когда приближаешься к разрушенным стенам некогда величественного дворца, чувствуешь дыхание времени. Понимаешь, насколько оно нам не подвластно. И ныне живущим остается бродить по лабиринтам таинственного прошлого, стремясь познать его глубинный смысл и передать потомкам.

СПРАВКА «СБ»

В 1891 году почти весь центр Ружан был уничтожен пожаром. А через четыре года на местечко упал метеорит. Сегодня его можно увидеть в экспозиции музея «Ружанский дворцовый комплекс рода Сапег».

kuzmich@sb.by

Фото из личной коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter