Формула-1. Гран-при Венгрии.

Венгерское сумасшествие

Если бы кто-то хотел придумать в «Формуле-1» захватывающий сюжет последней перед летним отпуском гонки, то интереснее того, что произошло вчера на венгерском автодроме Хунгарроринг, сделать было бы просто невозможно. Этот Гран-при уже вошел в список самых уникальных в истории этого чемпионата, и вряд ли когда-нибудь этот рекорд будет побит.


И если вы хоть чуть-чуть интересуетесь автоспортом, но в силу каких-то причин не посмотрели эту гонку, то найдите время и отыщите ее в запасниках интернета. Поверьте, оно того стоит. Трасса, построенная в окрестностях Будапешта и стараниями Берни Экклстоуна открывшая окно «Формуле-1» в социалистический лагерь советских времен, считается сложной для обгонов. И какое-то время за ней прочно стояла репутация скучного картодрома. Однако в жизни именно венгерский автодром частенько дарит нам приятные и неожиданные сюрпризы, ломая сложившиеся стереотипы.

Безвкусная квалификация

После серии успешных поулов, которые позволили команде «Ред Булл» выиграть несколько гонок и возглавить оба зачета чемпионата, британский Сильверстоун стал отправным моментом нового противостояния в «Формуле-1». От тактических уловок и стратегических планов пилоты лидирующих команд перешли к более агрессивным мерам, доведя свой спор за чемпионство до столкновений.

Ожидалось, что субботняя квалификация в Венгрии снова продемонстрирует нынешние скоростные качества машин австрийской «конюшни», благодаря которым и стали вполне реальными планы Макса Ферстаппена побороться за свой первый чемпионский титул. Но итоги квалификационных заездов расставили болиды словно по ранжиру. С учетом обновлений в «Мерседесе», на которые команда вынуждена была пойти после того, как потеряла первенство на фоне роста успехов «Ред Булл», первый ряд стартового поля завоевали Хэмилтон и Боттас. Второй ряд закономерно достался Ферстаппену и Пересу. Все в точности с потенциалом машин и роли гонщиков в команде.

Отличную оценку за лучший квалификационный круг заработал Пьер Гасли. Если бы субботние результаты француза в этом сезоне реализовывались в соответствующие очки в гонках, то «Альфа Таури», бесспорно, была бы в числе претендентов за третье место в Кубке конструкторов. Можно смело поставить Пьеру отлично за 5-е место на Хунгарроринге. Моторы «Хонда» в этом сезоне заметно прибавили в надежности и, как следствие, в выдаваемой ими на трассе мощности. Да и в аэродинамике итальянские умельцы благодаря кураторству Эдриана Ньюи и инженерного штаба «Ред Булл» добились заметных успехов. Но пока что потенциал болида «Альфа Таури» остается заметным лишь на субботних квалификациях.

Ландо Норриса («МакЛарен») и Шарля Леклера («Феррари») разделили всего каких-то 0.007 сек. Почти столько же британец уступил Гасли. А вот следом за этой тройкой пилотов дружно квалифицировались Эстебан Окон и Фернандо Алонсо. Их голубые болиды «Альпине» в этот раз оказались совсем рядом, успешно сдав экзамен по скоростному маневрированию на этом изобилующем поворотами венгерском автодроме. Замкнул зачетную «десятку» Себастьян Феттель. Немецкому чемпиону в очередной раз удалось обойти своего канадского напарника Лэнса Стролла, но выше конкурентов на стартовой решетке разместить свой «Астон Мартин» он все же не смог.

В целом квалификация прошла без эксцессов, если не считать аварии Карлоса Сайнса, не позволившей испанцу закрепить свой успех после выхода во второй сегмент. И остался некий привкус пресности. Тем более что синоптики обещали на воскресную гонку сухую жаркую погоду.


Боулинг или автоспорт?

Сюрпризы начались еще до старта. Природа в очередной раз посрамила метеоспециалистов, и вопреки прогнозам утро на Хунгарроринге выдалось дождливым. На старт пилоты выводили свои машины на промежуточной резине, сломав подготовленные накануне тактические схемы вариантов с жестким и мягким типом колесных шин.

И влажная трасса, естественно, добавила интриги после того, как погасли стартовые огни. Машины с разной степенью эффективности устремились к первому повороту.

Вряд ли Валттери Боттас мог даже предположить, насколько знаменитым он станет через несколько секунд после старта. Можно быть дважды вице-чемпионом самого престижного в мире чемпионата по автоспорту, но не иметь такой популярности, которую при помощи современного интернета ты способен получить в считаные секунды.

Второй номер команды «Мерседес» стартовал плохо. Надо сказать, частенько у финна старты проходят не в лучшей манере. И вряд ли он сам уже удивляется позициям, которые регулярно проигрывает на первом круге очередной гонки. Так получилось и на этот раз. К апексу первого поворота Боттас подъезжал уже не вторым – и даже не третьим. Стартовавший 6-м Ландо Норрис сумел обойти Валттери справа, а Макс Ферстаппен – слева. Более того, Серхио Перес, уйдя на наружный радиус этого широкого поворота, тоже успел на полкорпуса опередить пилота чемпионской команды еще до начала траектории изгиба. Таким образом, главный анти-герой дня был уже на момент случившегося инцидента лишь 5-м.

Избежав тисков, в которые пилот «Мерседес» едва не попал, когда обогнавшие его гонщики сомкнули перед ним свои ряды, машина Боттаса попала в поток «грязного» воздуха. Вдобавок к этому и предательское скользкое дорожное полотно, а главное – желание финского гонщика не отстать от соперников. Все это сыграло злую шутку с Валттери. Он не сумел вовремя затормозить и протаранил корму «МакЛарен» Норриса. Тот  ударился в боковой понтон «Ред Булл» Ферстаппена.

Потеряв управление машиной, со сломанной передней подвеской, Боттас увез за собой к отбойникам еще и болид Серхио Переса. Так сказать, одной пулей финский «снайпер» убил одного и сильно подранил другого конкурента своего напарника.

Машина Ферстаппена получила повреждения, которые даже после ремонта в режиме красных флагов не были полностью устранены. В результате по своей скорости «Ред Булл» голландца был сравним лишь с машиной «Хаас» Мика Шумахера, для обгона которой Максу пришлось попотеть больше десяти кругов. В окончательной версии итогового протокола Ферстаппен был лишь на 9-м месте, заработав всего 2 очка. Учитывая, что Льюис финишировал все же на подиуме, лидерство в чемпионате перешло к британцу.

Помимо Боттаса, в роли боевого тарана на старте в Венгрии выступил еще и Лэнс Стролл. Канадец также не смог удержать свой «Астон Мартин» на торможении перед первым поворотом. Пытаясь избежать столкновения, Стролл выехал на поребрики, но даже после этого он выбил из гонки Шарля Леклера, который, в свою очередь, как в боулинге ударил «МакЛарен» Даниеля Риккиардо.

Уже на втором круге гонку пришлось останавливать красными флагами, поскольку требовалось убрать множество обломков и сошедшие с дистанции машины.

Виновники аварий были наказаны потерей 5 мест на старте следующего Гран-при, поскольку оба также сошли и хуже, чем собственное наказание в виде прекращения гонки, уже быть не могло.


Хэмилтон уникален

То, что Льюис – самый успешный в мире гонщик «Формулы-1», спору нет. Но сложившиеся по ходу вчерашней гонки на Хунгарроринге обстоятельства сделали британского чемпиона еще более уникальным. Еще ни разу в истории Больших призов не было случая, чтобы на стартовой решетке официально отправлялся в гонку под гаснущие фонари один-единственный болид. И за рулем этого уникального болида в этой исключительной ситуации был не кто иной, как Льюис Хэмилтон.

Как же такое могло случиться? А вот проблема как раз-таки в интерпретации регламента FIA по поводу организации рестарта. Все дело в том, что в правилах четко прописано, откуда могут стартовать гонщики. Это либо стартовая решетка, либо пит-лейн, если с машиной что-то случается во время прогревочного круга или при принятии решения команды о замене шин в случае изменившихся погодных условий.

Недавние изменения в регламенте запрещают командным мостикам отдавать на прогревочном круге пилотам распоряжения по поводу их действий. Решение о заезде на пит-лейн перед стартом либо оговаривается заранее, либо принимается самим гонщиком по ходу прогревочного круга в зависимости от условий трассы или состояния автомобиля.

Это все в теории. А на практике вышло так, что ехавший первым на стартовую решетку Льюис Хэмилтон остался там в гордом одиночестве. Ни он, ни кто-либо другой не могли и представить, что все остальные гонщики вдруг единогласной компанией ринутся к своим боксам. В итоге кадры старта британского чемпиона в одиночку и создали уникальную ситуацию. Все остальные присоединились к этому почетному исключительному пелотону лишь после того, как чемпионский болид «Мерседес» пересек линию выезда с пит-лейн и загорелся зеленый свет соответствующего дополнительного светофора.


Вынужденное геройство

Понятно, что никто из гонщиков между собой не сговаривался, отдавая предпочтение старту с пит-лейн на сликах вместо старта с решетки на промежуточных шинах. Каждый из гонщиков поступал сообразно сложившейся ситуации. А кроме самих пилотов определить состояние дорожного полотна на автодроме было некому. Команды располагали лишь данными о состоянии покрытия в районе пит-лейна.

Проехав свой первый после рестарта круг, Льюис также вынужден был уехать для получения сликов, ибо темп болида на промежуточных шинах при сухом асфальте был явно медленнее, чем на любом другом типе шин. Естественно, кроме дождевых. Но о них речи вообще уже не шло, поскольку дождь прекратился и возобновляться не собирался. А жаркий асфальт и выглянувшее солнце быстро высушили влагу.

Несмотря на быстрое обслуживание в боксах, Льюис, к своему удивлению, выехал в самом конце пелотона. И за оставшиеся 68 кругов дистанции ему предстоял долгий прорыв к подиуму, от которого британец вовсе не собирался отказываться.

Возможно, Хэмилтону удалось бы даже выиграть эту странную гонку. Ведь в числе сошедших с дистанции значились и Боттас, и Перес, которые могли составить ему конкуренцию, и даже Ландо Норрис, уверенно набиравший очки в каждой гонке до этого Гран-при. А поврежденный болид Ферстаппена, как было отмечено выше, тоже уже не значился в фаворитах.

И действительно, победа была вполне возможной для Льюиса, несмотря на ошибку его и команды с выбором шин на рестарте. Вот только одно препятствие, о присутствии которого на трассе не мог и подумать Хэмилтон, не позволило британскому чемпиону реализовать задуманное. Это препятствие появилось в образе бывшего напарника Льюиса в эпоху его дебюта в «МакЛарен». Фернандо Алонсо настолько умело выставлял свой «Альпине» в поворотах и на подъездах к ним, что британскому чемпиону пришлось дожидаться более 10 кругов момента, когда испанец совершит хотя бы небольшую ошибку. Тем самым Алонсо играл на руку своему нынешнему напарнику, который в тот момент возглавлял гонку.


Окон – чемпион

Не удивляйтесь, здесь нет ошибки. В данном случае это не констатация факта чемпионства французского пилота в «Формуле-1». И даже не прогнозов на ближайшие несколько лет. Эта рифма сложилась у меня сама собой, когда я впервые на французском этапе в Ле Кастеле на автодроме Поль Рикар в этом году услышал, как к Эстебану обращаются известные французы. Ален Прост, например, или мэр города Ницца, фактически являющийся руководителем штаба промоутера Гран-при Франции. «Привет, чемпион!» – коротко и с надеждой. Во Франции любят автоспорт.

Недаром же сразу после победы Эстебана Окона ему в Венгрию позвонил сам президент Франции господин Макрон, чтобы поздравить.

Вторым на финише был на своем «Астон Мартин» Себастьян Феттель. Оказавшись после заварушки на старте в числе обладателей счастливого лотерейного билета, а после рестарта и вовсе на втором месте, немецкий чемпион попытался было обогнать по ходу гонки «Альпине» Эстебана Окона. Но француз был в этот день в ударе, понимая, что второго шанса одержать победу в этом сезоне у него наверняка не будет. Не сумев обойти соперника, Себастьян не стал испытывать судьбу. Правда, она сама решила его испытать.

Проехав под клетчатым флагом, Феттель затем вынужден был остановить свой болид, не доехав до закрытого парка. Пробежавшись бегом до места награждения, Себастьян не скрывал своей радости, хотя и подозревал, что она может оказаться преждевременной. Так оно и вышло. Не сумев слить с топливного бака 1 л бензина, требующегося для контроля FIA, команда «Альпине» оказалась под угрозой дисквалификации их гонщика. И стюарды не преминули вынести свой суровый вердикт.

Кубок, полученный немецким чемпионом на подиуме, было приказано вернуть для вручения Льюису Хэмилтону. Однако в «Астон Мартин» решили до последнего бороться за свою награду. Команда утверждает, что в баке все же есть требующийся литр топлива, просто технические средства не позволяют его оттуда достать. Формально можно считать, что регламент не нарушен, раз топливо там есть. И теперь в течение 96 часов будут идти разбирательства с этим инцидентом. Возможно, даже потребуются затем уточнения в регламенте по этому вопросу в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Но пока Феттель, хотя в протоколах и дисквалифицирован, но все же оставляет в своей копилке награду за 2-е место на Гран-при Венгрии – 2021.

Все это время ожидает своей награды и Карлос Сайнс, которому передаст кубок за 3-е место Хэмилтон, когда разбирательство закончится. Испанцу удалось сдержать атаки своего именитого соотечественника, который отметил в Хунгарроринге свое 40-летие. Кстати сказать, команда «Альпине» преподнесла ветерану-испанцу сюрприз по этому поводу. Ничего ему не говоря заранее, французы обеспечили приглашение и приезд семьи Фернандо вместе с его невестой на этот Гран-при в качестве почетных гостей. И Алонсо сумел отблагодарить команду за этот жест. Нандо радовался перед награждением наравне с Эстебаном, который искренне выражал ему благодарность за огромную помощь в победе. Понятно, что без участия Фернандо Льюис наверняка успел бы не только настичь юного француза, но и обойти его, победив в гонке.

На летние каникулы после 11 этапов «Формула-1» уезжает, можно сказать, счастливой. Полные трибуны на Гран-при Великобритании, следом за ним – на Гран-при Венгрии. Все это вкупе с интригой чемпионата, которая, как сильная пружина, все больше закручивает свое напряжение, дает шансы на то, что дела налаживаются. А Льюис Хэмилтон и Макс Ферстаппен, поменявшись ролями, продолжают лидировать в чемпионате.  


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter