Сегодня в Венеции открывается 74-й международный кинофестиваль: о самых важных премьерах конкурсной программы

Венеция без церемоний

Сегодня на острове Лидо начинается 74–й Венецианский международный кинофестиваль. Мостра расстилает красную дорожку, открывает осенний сезон киносмотров, все яростнее конкурирующих друг с другом за мировые премьеры, которые в будущем имеют хорошие шансы попасть в оскаровские номинации. Венеции в этом году достались важные проекты. Давайте накануне статусного киномарафона изучим новинки конкурсной программы, которые Венеция ждала в этом году с особым нетерпением.


Проклятый уютный дом

Программный директор Венецианского фестиваля Альберто Барбера не скрывает чувства удовлетворенности итогами своей работы: «Я очень доволен: всего два–три фильма, которые мы хотели видеть в Венеции, ушли другим фестивалям. То есть я доволен на 97%». Его можно понять: конкурсная программа обещает быть захватывающей. Правда, в этой программе нет ни одной картины постсоветского пространства. Большинство делает ставки на впечатляющую американскую тройку: «Мама!» Даррена Аронофски, «Субурбикон» Джорджа Клуни и «Форма воды» Гильермо дель Торо.


Аронофски хоть и нельзя назвать любимчиком венецианской Мостры, но своего «Золотого льва» он все же получил за фильм «Рестлер». После некоторого перерыва (предыдущий, «Ной», вышел в 2014 году) режиссер взялся за нечто среднее между психологическим триллером и хоррором. «Мама!» — фильм, повествующий о том, как в добропорядочное семейство вторгается сначала один незваный гость, потом другой, потом третий. А потом наступает угроза дому, и мирная жизнь любящих супругов превращается в кромешный ад. Такой сюжет и жанр невозможны без хороших актеров. В фильме заняты Хавьер Бардем, Эд Харрис, Мишель Пфайффер. Главная партия принадлежит Дженнифер Лоуренс, которая к тому же стала лицом Дома Prada и с которой у режиссера завязался бурный роман во время съемок.

«Короче»

Представленные фильмы явно обнаруживают тенденцию к осмыслению темы вторжения в дом, разрушения территории дома, личной жизни. Об этом же и картина Джорджа Клуни. Это не первая режиссерская работа оскароносного актера. На его счету 6 проектов, два из которых — «Мартовские иды» и «Доброй ночи и удачи» — были в свое время представлены на Венецианском фестивале. Субурбикон — название милого американского городка, где все как всегда — ухоженные домики, привлекательные газончики, уютные улочки. Однако жизнь городка переворачивается с ног на голову, когда меняется жизнь одной семьи. Не без влияния вошедшего в дом нового человека характер хозяина стал скверным. В доме, а потом и в городе поселяются месть, шантаж, предательство. Весьма привлекательный дуэт Джуллианы Мур и Мэтта Деймона привносит в фильм едкий фарс, тонкий юмор и напряженный трагизм.

И вновь о доме, о выходе за границы привычного, но уже в сказочно–мелодраматическом формате — «Форма воды» Гильермо дель Торо. Один из главных сказочников Голливуда, автор сценариев о Хоббитах, представляет нечто отдаленно напоминающее нашего «Человека–амфибию». В его «Форме...» вместо Гуттиэре немая уборщица, которая работает в секретной лаборатории, где держат человека–амфибию. И так же как беляевская героиня, девушка с ведром влюбляется, только не в красавца, а в некое существо, больше похожее на земноводное. Быть может, так решаются проблемы современной коммуникации. Правда, действие фильма разворачивается в годы холодной войны. Но ведь и это тоже имеет отношение к налаживанию коммуникации. Вполне современно.

Великан в стране лилипутов

На этот раз на фестивале очевиден американский мейнстрим. Фильм открытия тоже из США. «Короче» (или «Уменьшение») — продолжение привычного стиля Александра Пэйна, знаменитого своим черным юмором и сатирическим описанием современного общества. В его лентах за супружескими изменами, отношениями между людьми заметна узнаваемая картина несовпадений, взвинченности, душевных катаклизмов и распадов. В представленном фильме муж (Мэтт Деймон) и жена (Кристен Уиг), уставшие от повседневности и частых ссор, решаются кардинально изменить свою жизнь. Клюнув на новые технологии, они согласились на уменьшение самих себя с помощью специального устройства. Однако в последний момент жена отказывается, и герой уменьшается один. Выясняется, что и в уменьшенном варианте жизнь не лишена своих прелестей. Все зависит от точки зрения. Это явная комедия положений с привкусом горькой драмы. Пэйн снимал свой фильм в школе, в которой учился сам. Это как раз обратная точка зрения: в картине — от великана до лилипута, а в жизни — наоборот. Логично.

«Субурбикон»

Личный выбор

Однако для меня более привлекательны другие картины. Например, «Мактуб, моя любовь». Чем на этот раз будет удивлять после своей неоднозначной «Жизни Адель» французский режиссер тунисского происхождения Абделатиф Кешиш? Чем так дорога ему эта картина, ради которой он продал свою «Золотую пальмовую ветвь», полученную за «Адель»? Кешиш — автор сюжетов, которые можно было бы назвать провокативными, если бы не общечеловеческие смыслы, имеющие больше отношения не к внешнему, а к самому существенному, таящемуся в глубинных недрах человеческой природы. По сюжету герой оказывается в центре любовного треугольника с женой продюсера, согласившегося профинансировать его первую кинокартину. Однако само слово «мактуб» выводит на другой уровень. Это и фаталистическое исламское понятие, обозначающее «так предначертано», и сокровищница восточной мудрости. И у Паоло Коэльо был одноименный сборник притч, некоторые из которых были взяты автором из различных источников и культур.

«Форма воды»

Израильский режиссер Самуэль Маоз когда–то поразил своим абсолютно личным фильмом «Ливан» (2009). Это была первая израильская лента, удостоенная «Золотого льва». Маоз, по сути, снял картину о себе — танкисте израильской армии, участвовавшем в израильско–ливанской войне. Когда его, целым и невредимым, встретила мать, то благодарила Бога — сын вернулся. Сам Маоз тогда сказал, что он ведь так и не пришел с той войны. На 74–м фестивале в Венеции он представляет новый фильм «Фокстрот». Это драма: не самая благополучная и далеко не самая счастливая семья переживает трудности, в жизни этих людей как будто специально подтверждается то, что все идет неправильно. Это и антивоенная драма, потому как эта «неправильность» обнаруживается и в местах боевых действий, где проходит службу сын.

Истории разрушенных домов, судеб, от фарса и комедии до драмы и трагедии. Это пока только малая часть конкурсных показов. Смотрим, что будет дальше.

Венеция — Минск.

lpsm3163@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter