Велосипедист на «минном поле»

Почему водители в Беларуси особо не жалуют велосипедистов?

Каждый раз, выезжая на трассу, он играет с судьбой в рулетку

На днях автомобиль БМВ на Минской кольцевой дороге наехал на колонну спортсменов-велосипедистов. Восемь человек были доставлены в больницы. Вздохнул с облегчением, узнав, что погибших нет, и призадумался. Ведь когда-то, давно уже, и у меня лучшим другом был велосипед.

Активно занимался велотуризмом, проехал по дорогам не только Беларуси, но и Литвы, России, Украины, Молдовы. Отправляясь в поход, и я, и друзья вольно-невольно отгоняли мысли об авариях, но, выезжая на трассы, крепче сжимали руль и зорче глядели по сторонам. Особенно тревожно было на больших магистралях, на которых простора много, — разминуться есть где. Но именно там, не знаю почему, водители особо не жалуют велосипедистов. Поэтому мы и жались к обочинам. А из проезжавших автомобилей нам часто посылали ругательства. Только за что?

— Ничего не изменилось, — заметил мой знакомый велотурист из Молодечно, с которым раньше путешествовали. — И теперь на большие дороги стараемся не выезжать.

Когда-то спросил Владимира Хоревича, мастера спорта международного класса, бывшего тренера БГУ, уже, к сожалению, покойного, не страшно ли отправляться с подопечными на трассу? «Как на минное поле еду, — ответил он. — Ненормальных водителей всегда хватает». И его слова вспомнил 25 июня 2009 года, когда под Витебском на тренировке погибла чемпионка мира, участница трех Олимпиад Зинаида Стагурская: на нее наехала россиянка, уснувшая за рулем. Прошло следствие, однако, насколько я знаю, виновница трагедии уехала домой в Россию и там спокойно живет.

С туристом, краеведом Виталием Костенко из Вилейки встречались не раз. Как правило, на соревнованиях. Виталий Михайлович был человеком неуемным. В городе создал турклуб, проводил всевозможные турниры, организовывал походы. Он стал одним из инициаторов международной экспедиции по Вилии «По следам графа Константина Тышкевича: 150 лет спустя». Трагедия случилась два года назад в марте. Около десяти часов вечера Костенко ехал на велосипеде. Его сбил автомобиль, водитель скрылся с места аварии. Виновника нашли быстро: 33-летний вилейчанин во время управления машиной был в состоянии алкогольного опьянения. Его осудили. Но Виталия Михайловича с того света не вернешь...

Гибнут не только спортсмены и туристы. Мой односельчанин работал дорожным рабочим на магистрали граница РФ — Брест. Трасса проходит прямо около его дома. Мужчина садился на велосипед и объезжал свой участок. Несколько лет назад его нашли мертвым на обочине. А рядом лежал искореженный велосипед. Видно было, что он ехал по самой обочине. Виновника трагедии так и не нашли.

В Правилах дорожного движения сказано, что движение на велосипеде осуществляется по велодорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке. При отсутствии их или же невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края. Конечно, далек от мысли, что все велосипедисты соблюдают правила как зеницу ока. Однако они тоже являются полноправными участниками движения.

Беларусь — не велосипедная страна. Скажем, в Дании на работу многие приезжают на велосипедах, на них совершают загородные прогулки. И это там стало обычным делом. У нас же велосипедные группы на дорогах — редкость, едва ли не экзотика. И велодорожки тоже. Хотя в последние годы их стали делать. Но ехать по ним бывает просто ужасно. Набросают асфальта, быстро его разровняют…

Однако, наверное, дело в другом. В нашей культуре. На дороге мы ведем себя так, как и в жизни.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter