Источник: Знамя юности
Знамя юности

Пружины, скрепки и гимнастка с лентами: проверили велопарковки Гомеля

Велопарковки. Правильные и не очень

Двухколесные транспортные средства все настойчивее отвоевывают городские и сельские улицы, ведь это возможность ездить экологично и такая спортивная нагрузка только на пользу. В апреле во всем мире проходит акция «30 дней на велосипеде», к которой присоединилась и корреспондент «Знаменки». А заодно проверила в Гомеле велопарковки. К сожалению, оказалось, что не все они одинаково удобны: велосипед можно поцарапать, сломать или вовсе потерять.


П-образные правила

1 апреля во всем мире и для меня лично стартовала акция «30 дней на велосипеде». Суть проста: каждый день на протяжении месяца нужно садиться на велосипед и проезжать любое количество метров. Сажусь, проезжаю и тренирую волю: апрель выдался совершенно не весенним. По дороге «наслаждаюсь» не теплым солнышком, а колючим дождем и злым снегом.

Но с природой не поспоришь, а вот с велоинфраструктурой очень даже хотелось бы. Велосипед использую в основном не для туристических покатушек, а для передвижения по городу: на работу, по магазинам и... в театр. Поэтому для меня наличие подходящих парковок – вопрос насущный и принципиальный. Велосипед мне приходилось пристегивать к заборам, деревьям и даже к урнам, что совсем негигиенично. Но с каждым днем ситуация улучшается. По сведениям одной из популярных онлайн-карт, в Гомеле сейчас 816 велопарковок: в виде велосипедов, пружин, скрепок, лабиринтов и гимнасток с лентами. Фантазия мастеров литья и ковки впечатляет. Моя коллега как-то восхитилась разнообразием конструкций:

– Это так красиво! А ведь в большинстве случаев паркинги для велосипедов – унылый кусок металла, торчащий из асфальта.

Этими словами она будто нож воткнула в мое велосердечко и в Концепцию развития велосипедного движения и средств персональной мобильности Гомеля, утвержденную еще в 2020-м. Документ гласит: самый удобный вариант велопарковки – конструкция в виде буквы П или перевернутой U. Прописаны высота, ширина стоек, расстояние между ними, место расположения и прочие детали, на которые собственники предприятий и организаций зачастую не обращают внимания.

Удобная высота стоек – 80–90 сантиметров

Втолкнуть и не вытолкнуть

Конечно, и кусок металла можно превратить в арт-объект, но в погоне за креативом есть риск остаться без велосипеда. Сойдясь на этой мысли, мы с фотографом, тоже всей душой болеющей за велодвижение, отправились исследовать парковочные образцы на гомельских улицах.

Объект первый – экофрендли гипермаркет в Советском районе. Велопарковка имеется, что уже плюс, но сама – образец минимализма. Уверена, вы такие объекты встречали не единожды: маленький полукруг диаметром сантиметров 40, предлагающий всунуть колесо между двумя изящными металлическими прутьями. Знаете, как в велонароде называются эти «недостойла» для железных коней? «Колаўторквалкі»! Попробуйте сами втолкнуть туда колесо велосипеда. Даже мои довольно узкие покрышки заходят с трудом, а что делать поклонникам фэтбайков? В общем, минус лакокрасочное покрытие, а если сильно усердствовать, то и дисковый тормоз. И потом, вы пробовали ползком подобраться к такому полукругу, чтобы пристегнуть к нему нижнюю часть колеса? Зрелище печальное, малопривлекательное, а иногда еще и травматичное, ведь не­устойчиво припаркованный велосипед может свалиться вам на голову.

Раму к раме

К категории распространенных, но очень ненадежных относятся парковки в виде уголков всех мастей и размеров. Как ни крути и ни рули, пристег­нуть к ним транспорт можно только за одно колесо.

– А его очень просто открутить! – доверительно поделился со мной паркующийся рядом местный житель лет 50. – Я как-то возвращаюсь из магазина, а у моего велосипеда пацан какой-то уже гайку ослабил! А у кума случай другой был. Прицепил велосипед за раму. Ну, рама-то осталась... А вот колеса мы к ней искали новые.

Пристегивать велосипед нужно за раму и колесо одновременно

В общем, в идеале и согласно велоконцепции наш двухколесный транспорт должен касаться стойки рамой, а парковка – позволять крепить его за раму и оба колеса одновременно. Устойчиво, надежно и сложно для вора. Таких объектов в Гомеле тоже хватает. Я скрупулезно измеряла рулеткой попадающиеся экземпляры. Вот парковка возле стадиона «Луч». Высотой 80 сантиметров – почти норма, шириной 61 – тут аккурат в норматив попадает, к асфальту крепится надежно, к каждой стойке можно по два велосипеда привязать. Просто райский спортивный уголок!

Большой строительный магазин по улице Междугородней пошел еще дальше: установил не совсем привычный вид парковок – параллельно стене здания. Тут вам и расстояния от одной до другой конструкции нормативные, и пару метров для пешеходов оставлено, и цвета яркие. Но вот у второго корпуса торгового объекта – все тот же ненадежный уголок, да еще и стоящий на пути у пешеходов. Закреплять его тоже не спешат. Эксперимента ради попробовала его «утащить». Сил, правда, хватило приподнять только с одной стороны, но миссия с помощью пары крепких ребят не была бы такой уж невыполнимой.

Один из банков в центре города впечатал в асфальт высокие и просторные кольца, но не учел, что полвелосипеда будет стоять на находящейся рядом клумбе. У другого в качестве велопарковки вообще угловатое изделие с перемычкой сверху, то есть колесо туда просто не войдет, даже если очень сильно стараться. Есть велопарковки, где необходимо приподнять часть велосипеда, чтобы иметь возможность пристегнуть его, что тоже не вариант: транспорт должен устойчиво держаться на ровной поверхности. Хотя мы нашли один, может, и ненормативный в этом аспекте, но милейший экземпляр. Велопарковка возле Гомельского областного центра туризма и краеведения детей и молодежи сделана из старых велосипедных рам: выглядит оригинально и красиво, высоты нужной, крепится транспорт надежно, хоть одним колесом и не стоит на земле.

Вывод: около 40 процентов опробованных парковок красивые и удобные. Радует, что этот процент оказался значительно выше, чем пять лет назад.
 

фото Таты КАВЕРИНОЙ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter