Великое переселение душ

Парадоксы поселка Гезгалы
Парадоксы поселка Гезгалы

...Название поселка Гезгалы в Дятловском районе наверняка знакомо не многим. Кроме колонии–поселения, находящейся в 15 километрах от него, больше никаких мало–мальски значимых учреждений или предприятий поблизости нет. Десять пятиэтажек, школа, магазин, пара организаций — вот, пожалуй, и все... Но для многих бывших минчан, нескольких гродненцев и лидчан это неприметное местечко стало частью судьбы. Ведь они попали сюда, практически подарив мошенникам свои квартиры в крупных городах...

Период полураспада

Еще 15 — 20 лет назад Гезгалы представляли собой благополучный военный городок, где жили семьи военнослужащих четырех частей, расположенных неподалеку. В местную школу ходило более 300 ребятишек, а в магазин приезжали «затовариваться» жители всех ближайших райцентров — там было полно дефицитных товаров. Сюда тянулись люди и на «климатотерапию»: поселок окружают изумительные сосновые леса, а совсем рядом — полноводное озеро, чуть ли не до краев наполненное рыбой. Благодать!

С распадом Советского Союза все четыре военные части были расформированы. Районные власти попытались сохранить рабочие места в поселке, приспособив оставшиеся в наследство от армии помещения под филиалы республиканских предприятий, но закон в то время категорически запрещал передавать бывшие военные объекты в собственность народного хозяйства. После ликвидации военных частей остались три казармы, здание штаба, хозпостройки, мастерские, котельная и даже баня. Какое–то время их еще охраняли, но потом просто позабыли. Понемногу все растащили. Новые рабочие места создать не получилось, а старых для 2,5 тысячи жителей катастрофически не хватало. Это и стало основной причиной того, что гезгаловцы начали за бесценок продавать свои квартиры, лишь бы уехать туда, где есть заработок. Еще 2 — 3 года назад двухкомнатная квартира здесь стоила 1.000 долларов. На дешевый товар купец нашелся очень быстро.

Чужаки

То, что в поселке с удивительной регулярностью стали покупать квартиры приезжие из Минска, председатель Гезгаловского поселкового исполкома Владимир Ясько заметил уже несколько лет назад. И все бы хорошо, но только переселенцы из столицы все как один оказывались выпивохами. Многие и полгода не успевали прожить на новом месте: спивались и «переселялись» на кладбище. Случались и вовсе странные вещи: человек засыпал в родной минской квартире, а просыпался в Гезгалах... владельцем здешних 40 квадратных метров. Нередко такие жильцы и за пропиской в местный исполком приходили в полубессознательном состоянии. «Запомнился один случай. Какой–то незнакомец изо всех сил своим ключом пытался открыть дверь поселкового исполкома. Когда я спросил его, зачем ему это надо, удивился: а разве я не здесь живу?» — грустно усмехается мой собеседник.

Между тем чужаков в поселке становилось все больше. Приезжали и мужчины, и женщины. Только в 2006–м сюда переселились 12 семей из разных крупных городов. Работу в Гезгалах найти сложно, поэтому бездельники — минчане, гродненцы, лидчане — собирались в пьяные компании и доставляли немало неприятностей коренным жителям. О поселке стала ходить дурная слава. Необходимо было что–то предпринимать. Перво–наперво нашли работодателей, готовых подкинуть бывшим горожанам подработку: картошку перебрать, клубнику рассортировать, ящики загрузить–разгрузить. Да и местный участковый милиционер Сергей Ломако шатающимся без дела по улицам пьяным тунеядцам спуску не дает: «Могу и на сутки арестовать, если требуют обстоятельства. Но минчане оказались людьми мирными и понятливыми. К ним претензий уже нет. Со здешними пьяницами у меня возникает куда больше недоразумений».

Правда, в 2007–м поток иногородних в Гезгалы несколько приостановился. Сложно сказать по какой причине. Может быть, мошенники почувствовали, что сейчас им преступные махинации не сойдут с рук, а может, потому что квартиры здесь подорожали — цены выросли до 10 тысяч долларов. Наверное, где–то можно найти жилье подешевле? Но факт остается фактом: 26 пустующих поселковых квартир выкуплены минчанами. Вполне возможно, что некоторые из них обманутые столичные жители уже покинули — перебрались к минским родственникам. Но не исключено, что часть такого жилья — «стратегический запас», резервный фонд «черных маклеров», которому еще предстоит заселяться доверчивыми алкоголиками...

Секрет фирмы

Листаю договоры купли–продажи квартир в Гезгалах за 2003 и 2004 годы. Примерно три четверти из них заключены с жителями крупных городов, в подавляющем большинстве — с минчанами. Удивительно, неужели никто из сотрудников дятловской нотариальной конторы, утверждавшей эти сделки, не заметил очевидного: цены в документах, где покупателями выступают минчане, явно завышены. Вот, к примеру, жительница Дятлово покупает в Гезгалах двухкомнатную квартиру в новом доме за 2 миллиона рублей, а минчанин Н. с улицы Мирошниченко — за 12 миллионов жилье в старом здании. И так — сплошь и рядом.

Зачем это нужно было ушлым посредникам — могу только догадываться. Здесь нужно пояснить, на чем мошенники делали свой бизнес. Сбывая дорогие минские квартиры, они покупали их бывшим владельцам помещение в провинции, стоившее в десятки раз дешевле, а разницу клали в собственный карман. Переселенцам выдавали небольшую сумму — на обустройство. Ведь согласно договорам разница между ценой квартиры, проданной в столице, и купленной в Гезгалах мизерная. Так что к посредникам — никаких претензий.

Но вопрос остается открытым: почему все же нотариусы беспрекословно заверяли договоры, содержавшие, мягко скажем, сомнительные сведения? Для того чтобы получить компетентный комментарий по этому поводу, я обратилась к заместителю прокурора Дятловского района Ирине Забелиной. Она–то мне и объяснила, что нотариусы не обязаны следить за ценами на квартиры — это дело только покупателя и продавца. Кстати, заместитель прокурора осведомлена о махинациях, проворачивающихся в Гезгалах, и даже подробно мне расписала всю схему наживы.

— Так куда же смотрит товарищ прокурор? — недоумеваю я.

— Во–первых, к нам не поступало ни одного заявления от переселенцев, во–вторых, обманывали–то их в Минске, а у нас все по закону: обещали им купить квартиры — и купили...

Истории с географией

...Татьяна Николаевна Гляцевич переехала в Гезгалы из Минска вместе с сестрой. «Шапочные знакомые» убедили пенсионерок продать двухкомнатную квартиру и перебраться в однокомнатную поближе к природе, подальше от выхлопных газов. Сделку оформили быстро, выдали женщинам 2 миллиона рублей — и испарились. «Сейчас, конечно же, жалеем, что так получилось. Понимаем, что нас обманули. А что уже сделаешь?» — вздыхает Татьяна Николаевна.

Еще один бывший минчанин, 44–летний Александр Ломако, прибыл в поселок 8 месяцев назад. Рассказ о чудесном местечке в Дятловском районе он услышал от незнакомых ему собеседников, с которыми повстречался возле продовольственного магазина в микрорайоне Зеленый Луг. С момента судьбоносного разговора до переезда в квартиру в глубинке прошло всего... два дня. Александр не успел опомниться, как «благодетели» уже перевезли его с нехитрым скарбом на новое место жительства. Ему миллионов не дали — отсчитали немного денег, которых новоселу хватило всего на три месяца.

— Не было мысли потребовать отдать разницу в цене квартир? — интересуюсь.

— Я впервые в жизни разменом занимался — понятия не имел, как это делается. Да и слишком быстро все произошло...

— Жалеете о переезде?

— Ничуть! Здесь отличное место. Природа изумительная. Сейчас на работу устроюсь — в колхоз картошку перебирать или куда–нибудь еще. Все будет хорошо.

Совсем другого мнения о жизни в провинции Тамара Иосифовна Слепцова, до сих пор переживающая из–за того, что позволила незнакомцам себя обмануть. Каждый день прокручивает в памяти события того дня 2001 года, когда ее привезли сюда: «При оформлении документов меня даже не завели в кабинет к нотариусу. Я сидела на длинной скамейке в коридоре. А потом привезли сюда. В этой квартире даже замка в двери не было. И воды тоже».

...В конце прошлого года ОВД Дятловского района возбудил уголовные дела по трем фактам мошенничества с квартирами в Гезгалах — на основании заявлений потерпевших. «Вы сами понимаете, преступления громкие, масштабные. Сами мы их расследовать не будем, передадим материалы в областное управление», — объяснил мне заместитель начальника местной милиции Александр Сачик.

Воистину: большое видится на расстоянии. Вот и грандиозную аферу с квартирными махинациями в Гезгалах заметили только после шести лет ее успешного «прокручивания». Что ж, лучше поздно, чем никогда...

Компетентный комментарий

Вячеслав ИГНАТИК, старший помощник прокурора Гродненской области:

— Схема квартирного мошенничества проста: через связи в жилищно–коммунальных конторах преступники узнают адреса людей, имеющих крупные задолженности по квартирным платежам. Им предлагают начать новую жизнь в глубинке: там, мол, и квартплата меньше, и работу найти проще, и природа лучше. В итоге получается так, как описано в вашей статье. Областная прокуратура сейчас очень серьезно взялась за выявление таких мошенников. Например, в декабре были осуждены двое лидчан, обманувших 9 семей в своем городе. Три семейства уехали в Гезгалы, остальные расселились по деревням Лидского района. С марта 2002–го по сентябрь 2005–го ловкачи таким образом «заработали» 117 миллионов рублей. Приговор: 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Правда, на этот раз вне поля зрения остались те, кто поставлял мошенникам информацию, помогал документировать и легализовывать сделки с жильем. Но уже в марте по всей стране пройдет прокурорская проверка, итоги которой позволят нам не только найти обманщиков, но и выявить помогавших им чиновников.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter