Великий учитель

Письма из Пекина
Сегодня в Китае празднуют день рождения Конфуция — 2558–й по счету. Цифра впечатляет — как и наследие Великого учителя (да–да, именно так — с большой буквы, в знак уважения и неизменного восхищения), с именем которого Поднебесная живет уже более двух тысяч лет. И нет здесь имени более авторитетного. А потому каждый счастливый обладатель фамилии Кун (а по–китайски имя философа звучит Кун–цзы) хочет назвать себя его родственником.

Родство — тема, конечно, интересная. Генеалогическое древо прямых потомков Конфуция в старом Китае было так же важно, как и генеалогия императорского семейства. Правящие династии сменяли одна другую, но значение семьи Великого учителя оставалось неизменным. Храм Конфуция в его родном городе Цюйфу по пышности и великолепию уступает только императорскому дворцу в Пекине (да и то вопрос, уступает ли, по крайней мере, во время императорских посещений великолепные резные колонны храма Конфуция драпировали тканью — чтобы не огорчать сынов Неба великолепием, им не принадлежащим).

Через год после смерти философа (никакого признания при жизни — традиция всех времен и народов) его учение стало официальной государственной доктриной, а старший сын назначен хранителем очага Великого учителя. 77 поколений прямых потомков занимали эту должность, присматривая за храмом, домом и «лесом» (фамильным кладбищем) Конфуция. Последний прямой потомок покинул Китай в 1948 г. — традиция протяженностью 2.500 лет прервалась. Многие жители Цюйфу и окрестностей утверждают, что они — родственники философа. Вообще же в мире сегодня более 3 млн. человек носят фамилию Кун, но не все они являются потомками философа. Между прочим, каждый, кто считает себя потомком Конфуция, может проверить, насколько это соответствует действительности — достаточно провести ДНК–тест: в Китае создают генетическую базу данных потомков Великого учителя.

Первый пересмотр родословной Конфуция провели в период правления династии Мин (1368 — 1644 гг.). С тех пор такие ревизии стали регулярными: «капитальные» проводят каждые 60 лет, а текущие — через каждые 30. Нынешний пересмотр начали в 1996 г. Новая родословная Конфуция увидит свет в 2009 г., когда будет праздноваться 2560–я годовщина со дня его рождения. Предполагается, что в родословной будут имена более 1,25 млн. человек, причем впервые — женщин и тех, кто живет за пределами Китая. Кстати, по обилию потомков Конфуция можно сравнить только с Чингисханом.

В прошлом году китайский Фонд Конфуция опубликовал новый портрет философа. Не в том смысле, что обнаружили нечто до сих пор неизвестное, — просто привели к единому стандарту изображения, украшающие храмы Конфуция (пусть полноценной религией конфуцианство и не стало, но храмы стоят по всей Азии). Понятно, что с учетом давности лет изображение вполне условно. Но теперь все портреты рекомендовано привести в соответствие с этим «каноническим» вариантом. Конфуций на этом портрете — типичный шаньдунец (уроженец провинции Шаньдун): бесхитростный и простодушный человек с широким носом, большим ртом, густыми бровями, длинной бородой и, конечно, умиротворенным взглядом.

Конфуций жил в период Весны и Осени (770 — 476 гг. до н.э.), эпоху бесконечных войн — правители воевали, народ бедствовал, общественная мораль превратилась в пустой звук.

Философ считал, что для сохранения гармонии необходимо уважать социальную иерархию: отцы любят сыновей, сыновья уважают отцов, жена почитает мужа, народ подчиняется правителям, а правители великодушны. Лучшее правительство — то, которое правит, основываясь на добродетели, а не на строгих законах и наказании. Государство служит людям, правители — люди хорошо образованные, гуманные, соблюдают правила этикета, они старательны и добры. Крестьяне должны быть хорошими крестьянами, правители должны быть хорошими правителями и все должны быть счастливы тем социальным положением, которое дано при рождении.

Конфуцию было чуть за 30, когда он начал читать лекции и рассказывать о своих идеях. В то время школы и образование были доступны только детям из знатных семей, а он стал принимать в ученики представителей самых разных социальных слоев и лично обучил более 3.000 мальчиков и юношей (представительницы женского пола в расчет не принимались). Он верил, что программы обучения должны быть индивидуальными, на один и тот же вопрос мог давать разные ответы в зависимости от того, кому ответ предназначался.

Несколько лет Конфуций был мелким государственным служащим, но борьба за власть, которую он наблюдал, разочаровала его. Он много путешествовал и вернулся в родные места лишь за несколько лет до смерти, прожив всю жизнь в бедности. Ученики собрали его высказывания в «Анналы» — это и сегодня одна из самых читаемых в мире книг.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter