Вчера начался Великий пост у католиков, в понедельник 11 марта он начнется у православных верующих

Великий пост: в поисках смысла

В  центре нашего церковного года — Пасха. Она стоит не просто неуловимо плавающей датой, но и внушительной смысловой конструкцией. Можно даже сказать так: “В начале была Пасха. И Пасха была с Богом. И Бог был Пасха. Все от Пасхи произошло, и без Пасхи ничего бы не было, что было”.


Чем Церковь жива? Пасхой. От Пасхи, как круги по воде, расходятся во все стороны и наши богословские порывы, и церковные уставы, и богослужебные правила. Исходят от Пасхи, в Пасху возвращаясь, вновь замыкаясь и сходясь в этой светлой и радостной Тайне.

А что такое Пасха? На этот вопрос нельзя ответить раз и навсегда. Этот вопрос невозможно закрыть. Мы отвечаем на него каждый год. Ищем ответ очень долго и все вместе. В этом вопросе и лежит смысл Великого поста. Великий пост — это долгое, семинедельное отвечание всей Церкви на вопрос “что такое Пасха?”. Длящееся незавершенное действие. Незавершаемое, но увенчиваемое ответом “Воистину воскресе!”.

Великий пост — дело всей Церкви. Нельзя “поститься про себя”. Великий пост — не мое личное дело, не личное дело Патриарха или священника, это наше общее дело. Как это дело назвать одним словом? Богомыслие. Великий пост — событие богомыслия всех православных христиан без исключения. Никто из православных христиан не должен остаться вне поста, то есть вне работы созерцания Страстей и Пасхи. Об этом говорит и 69-е правило святых апостолов: “Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен”.

Не хочешь быть отлучен от общения церковного? Постись.

“А если я просто не могу такое есть? Я просто не выдержу!”

Вот ради таких вопросов и стоит искать последний смысл постного порядка. Воздержание от пищи — не цель поста и даже не его смысл. Пост не в пище. Цель поста — богомыслие Страстей и Воскресения.

Воздержание от пищи — средство, не цель и даже не отличительная особенность поста, это некий метод, способствующий этому богомыслию, созерцанию смыслов. Таким образом, у поста есть два аспекта — центральный и подчиненный. Воздержание от пищи и другие ограничения носят служебный характер по отношению к главному делу поста — всецерковному богомыслию.

Что нам дает такая расстановка акцентов? Богомыслие — главное, воздержание от пищи — служебное, подчиненное, не абсолютное. Стратегии постного воздержания могут быть разными. Не для всякого человека отказ от рыбы или молока будет способствовать созерцательной работе. Кого-то эти аскетические опыты, наоборот, отвлекут от созерцания. Неразумный пост не должен стать препятствием к богомыслию, как и распущенность или беспечность в воздержании. Пост для человека, а не человек для поста.

Архимандрит Савва Мажуко

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter