Великие и азарт

Бинокуляр
Случалось ли вам когда–нибудь познать настоящий азарт? То есть не просто увлечься марками или там покричать «гол!», а чтобы, по выражению поэта XIX века Владимира Жемчужникова, достичь состояния, в которое мы входим, выходя из себя. И как назад вернуться, уже не представляем... Ученые назвали эту страсть «людомания», от латинского слова «игра», и нашли, что вызывает ее вещество дофамин. Нейтрализовать кое можно при помощи тяжелой физической нагрузки. А творческие люди, занимающиеся трудом умственным, по определению азартны. Эмоции, стремление к острым ощущениям... В конце концов, как говорил Монтескье, «все на свете любят игру, и люди самые благоразумные охотно отдаются ей, пока не увидят сопряженных с нею насилий, уловок, заблуждений, потери денег и времени, пока не поймут, что на нее можно затратить всю жизнь».

«Внимай страстям, и верь, и верь, зови их всеми голосами», — призывал Блок. Вот и звали... Например, Александр Сергеевич Пушкин, который пользовался славой непревзойденного банкомета, но при этом постоянно проигрывал крупные суммы... В том числе гонорары за еще не написанные главы «Евгения Онегина». Да и Некрасов нередко оставлял авторов возглавляемого им журнала «Современник» без оплаты, поскольку играл на гонорарный фонд. Да и вообще был карточным шулером. А вот Артур Шопенгауэр с присущей ему мрачностью считал, что карточная игра — явное обнаружение умственного банкротства. Николай Гумилев уподобляет азарт игры богохульству. В страшном стихотворении «Крест» он описывает, как одержимый игрок ставит на кон свой нательный крестик... В автобиографической трилогии Якуба Коласа «На ростанях» провинциальные интеллигенты убивают время за картами, и главный герой, молодой учитель Лобанович, тягостно переносит эту духовную пустоту. Но вот Лобанович обсуждает с другом, с которым накануне проигрались в пух и прах, как неразумно и гадко тратить время на такие забавы. Возникает вопрос: а как бы чувствовали себя, если бы выиграли? И признаются: да прекрасно! Стало быть, если бы везло в карты, то играл бы и играл, и никаких тебе самоанализов, угрызений совести и вообще никакого черта? Плохо дело...

Белорусский писатель Василь Хомченко в новеллах «Крэсла з гербам i розныя крымiнальныя гiсторыi» описывает совсем другую игру... Повесть автобиографична — Хомченко в 1930–х годах был незаконно осужден, отбывал наказание в Бамлаге, где вместе находились «политические» и уголовники. Однажды больной писатель остался в бараке вместе с еще одним доходягой. Там же уголовники сели играть в карты. «Я ляжаў на нарах i працягваў сачыць за гульнёй ужо з цiкавасцю. Ах, якi ж я быў дурань, ненавучаны. А ведаў жа, што ахопленыя азартам карцёжнiкi прайграюць у карты ўсё — апошнюю кашулю, пайкi хлеба ўперад на некалькi дзён, сваю галаву i чужое жыццё. Таму зэкi i стараюцца быць далей ад карцёжнiкаў. Калi не сарвуць з цябе нешта носкае, дык i самога могуць паставiць на гульню». И действительно, проиграв все, что имел, главный из уголовников поставил на кон... жизнь доходяг. Василю Хомченко повезло. «На двары падышоў зэк з першай пары гульцоў i сказаў: «Скачы i радуйся. Цябе замянiлi на таго дахадзягу. А спачатку на цябе гулялi». Герой повести Владимира Короткевича «Ладдзя Роспачы» превратил в азартную игру... шахматы. Поскольку вызвался играть с самой смертью, поставив на кон жизни своих земляков. Герой понимает, что у смерти выиграть невозможно, и объясняет свою смелость так: «Я — чалавек... Я — iгрок. Няўжо ты думаеш, я, нават бяззбройны, нават калi на мяне напалi б упяцёх, на хвiлiну задумаўся б: ужыць мне зубы цi не?»

Гервасию удалось обыграть смерть. Но не всем так везло. Любимый персонаж писателей — «хомо проигравшийся». Хоть Достоевского вспомнить, хоть Гоголя... Достоевского, кстати, называют единственным писателем, избавившимся от роковой мании. Возможно, в этом ему помогла тяжелая писательская работа? Ведь азарт непременно присутствует и в ней, как однажды написала Белла Ахмадулина: «Мощь кофеина и азарт полнощный легко принять за остроту ума». Впрочем, зачем искать игры, если, по словам Вольтера, весь мир — лотерея богатств, званий, почестей, прав, отыскиваемых без основания и раздаваемых без выбора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter