Великая китайская мечта

Скажи «американская мечта» — и все поймут, о чем речь. Насколько осуществима — другой вопрос. Наверное, подобная мечта есть в каждой стране и у каждого народа — может быть, сформулирована не так четко...
Скажи «американская мечта» — и все поймут, о чем речь. Насколько осуществима — другой вопрос. Наверное, подобная мечта есть в каждой стране и у каждого народа — может быть, сформулирована не так четко. Но наверняка все мечтают, чтобы «из грязи в князи», причем моментально и без отягощающих последствий. Китайцы, понятно, не исключение. Быть богатым здесь почетно — поэтому все и стремятся. Правда, не у всех получается. Но «великая китайская мечта» — не только о богатстве, она еще и о славе. Быть знаменитым — даже более заманчиво, чем быть просто богатым (слава все равно принесет деньги). Способов прославиться немало, но самый сейчас модный — участие в реалити–шоу. Нас этим не удивишь — многие от чужой «застекольной» жизни уже устали. В Поднебесной же все только начинается, а потому рейтинги — сумасшедшие, расценки на рекламу в таких шоу — заоблачные, а участники становятся звездами в мгновение ока.

Самый популярный проект — «Супердевушки». Это аналог «Фабрики звезд» с той лишь разницей, что к участию допускаются только представительницы прекрасного пола. В первый сезон в кастинге приняли участие 150 тысяч девушек — не было ограничений по возрасту, уровню образования или песенного мастерства. Событие для огромной страны стало знаковым: шоу посмотрели (только вдумайтесь в цифру!) 400 млн. человек. Победителя выбирало не профессиональное жюри (хотя оно и присутствовало), а зрители — SMS–голосованием.

Конкурс выиграла 21–летняя студентка консерватории Ли Юйчунь из провинции Сычуань — за нее отдали голоса 3,5 млн. телезрителей. Жюри критиковало вокальные данные победительницы, которая, кстати, и на конкурс пробилась не сразу, а лишь с третьей попытки (ездила на прослушивания в разные провинции). Но разве фанатам есть дело до критики? Ли Юйчунь моментально стала кумиром молодежи — журналы с ее фотографией на обложке расходились бешеными тиражами, ее стилю одеваться начали повсеместно подражать.

Более того, неожиданная с точки зрения профессионалов победа стала причиной развернувшейся в стране дискуссии на тему традиционных стандартов красоты. Все дело в том, что Ли Юйчунь, которая после конкурса оказалась в списке самых красивых женщин Китая (сразу за признанной красавицей актрисой Гун Ли), совершенно не соответствует традиционным представлениям о том, как должна выглядеть китайская звезда. Такая, как Гун Ли, — длинноволосая, всегда подчеркнуто женственно одетая, с хорошим макияжем и красивыми серьгами в ушах. Ли Юйчунь больше напоминает сорванца в стиле унисекс: с короткой стрижкой (по неписаным правилам звезды китайского шоу–бизнеса женского пола должны иметь волосы как минимум до плеч), практически без макияжа и в неизменных брюках. Ее стиль сразу же окрестили «андрогинным» и развернули дискуссию, насколько вредное воздействие она может оказать на подрастающее поколение.

Дискуссия коснулась не только Ли Юйчунь, но и реалити–шоу вообще. Нас это, впрочем, не должно сильно удивлять. Вспомните, как негодовало общественное мнение по поводу первого на российском ТВ подобного шоу «За стеклом». А потом ничего — привыкли. В Китае «реальные» страсти пока не улеглись.

В обсуждении приняли участие «тяжеловесы»: бывший министр культуры Лю Чжундэ назвал шоу вульгарным и оскорбительным, сказав, что оно «тлетворно воздействует на эстетические ценности молодых людей». Он уверен, что «молодежь нуждается в указаниях», а «ценность культурного продукта не может оцениваться только на основании высокого рейтинга». Телевидение провинции Хунань, которое и проводило конкурс, получило тысячи звонков от школьных учителей, которые призывали прекратить трансляцию шоу и вернуться к «более здоровым» программам.

Государственная администрация по радио, кино и телевидению быстренько откликнулась на просьбы и издала свод правил, касающихся проведения реалити–шоу. Теперь в них могут принимать участие только лица, достигшие 18 лет, членам жюри запрещено публично порицать участников, а местные телевизионные каналы (такие, как Хунаньское ТВ) утратили право показывать отборочный этап конкурса в прямом эфире — отныне это позволено только центральному телевидению CCTV.

В связи с последним нововведением закрадывается сомнение в том, что администрация в своем решении руководствовалась только желанием создать «здоровую атмосферу» на экране. Ведь за первый сезон «Супердевушек» Хунаньское ТВ заработало 100 млн. юаней (12,5 млн. долларов). Может быть, все дело в том, что CCTV не захотело упускать потенциально огромную прибыль? В любом случае там очень быстренько запустили подобную программу — «Китайский мечтатель».

У «Супердевушек» между тем завершился второй сезон. Выиграла 24–летняя переводчица Шан Вэньцзе, которая раньше пела только в караоке. Коллеги — поклонники ее караоке–таланта и порекомендовали попытать счастья в конкурсе. Шан — вылитая Ли Юйчунь как в манере по–мальчишески одеваться, так и в том, что поет весьма средненько.

Эксперты уверены, что зрители отдали голоса за нее, а не за гламурную с хорошими вокальными данными Тань Вэйвэй (которая заняла второе место) только потому, что «Шан Вэньцзе — такая же, как и мы». Она окончила престижный Фуданьский университет, работает переводчиком во французской компании в Шанхае (хотя теперь наверняка поменяет место работы), зарплата — средняя, живет в маленькой квартире, которую снимает с подругой, давно мечтает о том, чтобы встречаться с молодым человеком, но пока его нет (нужно полагать, и этот аспект ее жизни скоро изменится).

В отличие от победительницы, Тань Вэйвэй окончила Сычуаньскую консерваторию (ту самую, в которой училась Ли Юйчунь), она красива классической китайской красотой и имеет опыт выступления на большой сцене, а не только в караоке–клубах. Но... неисповедимы людские предпочтения: зрители (точнее, зрительницы) не простили ей золотых шпилек, в которых она была на финале, и того, что на конкурс ее привозил приятель на БМВ. Китайцы мечтают о счастливом финале, как в сказке о Золушке. Впрочем, как и все мы. Но Золушка, которую привозят на бал в БМВ? И зачем вообще профессиональной певице в золотых туфлях участвовать в подобном конкурсе, вопрошают миллионы девчонок. Вердикт, подтвержденный SMS–голосованием: это не наша героиня.

Сегодня китайское телевидение создает новых героинь и героев каждый день. Кроме «Супердевушек» и «Китайского мечтателя», показывают «Выход» и «Суперпарней». Так что, несмотря на окрики учителей и радетелей высокой культуры, джинн из бутылки выпущен и китайское телевидение изменилось, похоже, навсегда.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter