Велика ли ненависть к мудрецам?

Это не просто вопрос, это многовековое размышление о зависти, а порой и злобе тех, кто знает меньше, к тем, кто знает и может больше. Это и фраза из контекста из Талмуда (трактат Песах 49). И разобраться в этом непросто, но очень важно.

На прошлой неделе я принял участие в семинаре-практикуме на базе Гомельского городского национального учебно-педагогического комплекса детского сада — школы № 68 “Атиква”. Там обсуждались различные вопросы национального воспитания на основе белорусской и еврейской культур. Среди уроков для педагогов были уроки о великих уроженцах Гомеля и о значении библейских историй, таких как книга Эстер. С интересом для себя узнал, что предки Майи Плисецкой и Александра Розенбаума из Гомеля.

А также еще раз обсудили сюжет книги Эстер, который учит нас стремлению к помощи своему народу в момент, когда он находится в опасности.

С прошлой недели и до праздника Пурим, который начнется в этом году вечером 11 марта, в еврейской общине принято изучать книгу (свиток) Эстер. Из года в год мы говорим о важности героев Мордехая и Эстер, которые спасли еврейский народ от злобного Амана, ненавидящего их, и от уничтожения. Для детей это история, благодаря которой они еще раз открывают мир добра и зла, для подростков — повод сделать на основе книги театральную постановку и показать ее на Международном фестивале “Пуримшпиль в Витебске”, а для взрослых — это книга ответов и вопросов.

У персонажей книги есть друзья и враги, есть завязка и развязка, это духовное наследие, и мы не только перечитываем в целом текст — всматриваемся в детали. В самом конце книги сказано, что спасший не только свой народ, но и другие народы от беспричинной войны мудрец Мордехай был почитаем большинством народа.

И комментаторы говорят, что большинство — это не все, и вполне вероятно, что были и те, кто его не просто не любил, а ненавидел. Заняв высокую должность при царе Ахашвероше, Мордехай наверняка принимал законы, которые нравились не всем, и в этом нет ничего удивительного. И все же есть еще одно утверждение, которое мы находим в притчах Соломона (Мишлей 16): “Если угодны Господу пути человека, даже враг его смирится с ним”.

И это важно помнить, говоря и о воспитании детей, и о развитии подростков, и о поисках людей среднего и старшего возрастов. Нельзя быть милым для всех. И ненавистники были, есть и будут. Но как учит нас библейская история Эстер и Мордехая, нужно ставить цели во имя добра и справедливости. Нужно осознавать, что средства для достижения целей должны быть также угодны Всевышнему, и тогда нас ждет не только смирение врагов, но и поддержка друзей.

Раввин Григорий Абрамович

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter