Величие подвига

Как сегодня воспринимается историческая Курская битва

Как сегодня воспринимается историческая Курская битва

Наша газета сообщала, что в Минске состоялась международная научно-практическая конференция, посвященная 65-летию Курской битвы.  Сегодня рассказывает о том, что говорили участники мероприятия.

Что   сказал посол

— История, ее важнейшие события по истечении какого-то времени всегда воспринимаются более остро и значимо, — сказал корреспонденту «Р» Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Беларуси Александр Суриков. — Потому что мы их глубже осмысливаем. Это касается и Курской битвы. Она явилась окончательным переломом в Великой Отечественной войне в пользу Советского Союза.

— Сегодня, когда участились попытки некоторых так называемых историков исказить факты и пересмотреть итоги не только Великой Отечественной, но и Второй мировой войны в целом, исключительно важно, что сами непосредственные участники великого сражения выступят и расскажут, как все происходило.

— Почему для этого мероприятия выбран Минск?

— Во-первых, здесь собрались участники Курской битвы, проживающие в Бела-руси. Во-вторых, в конце 1943-го — года Курской битвы — гитлеровские захватчики были изгнаны с части территории вашей республики. И главный фактор: День независимости Беларуси совпал с днем ее освобождения. Очень символично.

А   что западные историки?

В США, европейских странах, постоянно принимаются попытки всячески принизить историческое значение этого величайшего сражения, умалить героизм и боевое мастерство советских войск. Полковник В.Трегубович (Военная академия Беларуси) назвал эти «аргументы». Одна из наиболее распространенных версий: гитлеровское командование, планируя операцию «Цитадель» (немецкое кодовое название), стремилось не к захвату утраченной стратегической инициативы, а намеревалось провести под Курском только ограниченное наступление.

Эти выводы полностью опровергают немецкие же документы. Например, в обращении Гитлера к солдатам ударной группировки, зачитанном им в ночь перед наступлением, прямо говорилось, что начинается «великое наступательное сражение», которое «потрясет до основания» Красную армию и окажет «решающее влияние на исход войны в целом».

А вот что гласил оперативный приказ № 6 гитлеровской ставки на операцию «Цитадель»: «Наступление под Курском должно обеспечить нам инициативу предстоящей весной и летом текущего года. Лучшие соединения, лучшее оружие, лучшие командиры должны быть введены в дело на главном направлении. Каждый командир, каждый солдат должен проникнуться мыслью о решающем значении этого наступления. Победа под Курском должна явиться факелом для всего «мира». Словом, приведенные выше утверждения некоторых западных историков – полный абсурд.

Операция «Цитадель»

К началу операции «Цитадель» перед Курским выступом гитлеровцы сосредоточили около 70 процентов танковых, до 30  моторизованных и более 20 процентов пехотных дивизий от общего количества соединений, находившихся на советско-германском фронте. Всего группировка противника на Курском направлении насчитывала свыше 900 тысяч солдат и офицеров, около  10 тысяч орудий и минометов, 2700 танков и штурмовых орудий, почти 69 процентов всех самолетов, находившихся на Востоке.  В том числе и новые истребители «Фокке-Вульф 190А», штурмовики «Хейнкель-129». Сюда же были направлены почти все произведенные в Германии к июлю 1943 года новые танки «тигры», «пантеры».

Признание генерала Гудериана

Пятьдесят дней продолжалась величайшая  битва. Она закончилась победой Красной армии, разбившей 30 отборных немецких дивизий, в том числе 7 танковых. Они потеряли больше половины своего состава. Общие же потери вражеских войск составили около полумиллиона человек, 1500 танков, в том числе большое количество «тигров» и «пантер», 3000 орудий и свыше 3700 самолетов. Такие потери фашистское руководство уже не могло восполнить никакими тотальными мерами. Поэтому неспроста известный генерал Гудериан вынужден был признать: «В результате провала наступления «Цитадель» мы потерпели решительное поражение».

Послание Рузвельта

К этой битве советское стратегическое и оперативно-тактическое командование выросло и окрепло в искусстве ведения войны. Контрнаступление здесь, подчеркивает маршал Г. Жуков, было(в отличие от контрнаступлений под Москвой и Сталинградом) заранее спланированным, хорошо обеспеченным глубоким ударом. В сражении впервые широко использовались танковые и механизированные соединения и объединения. Этой победе также во многом способствовали партизаны. Маршал Г. Жуков особенно отмечает большую «рельсовую войну» партизан Беларуси. Первый заместитель председателя Республиканского совета БООВ Михаил Жуковский привел такие данные. 3 августа 1943 г. 74 тысячи белорусских партизан одновременно начали 1-й этап знаменитой «рельсовой войны». Только за два дня было взорвано 36 тысяч рельсов. А к 15 сентября они взорвали 121 тысячу рельсов, 184 железнодорожных моста, пустили под откос 833 вражеских эшелона…           

Гитлеровское командование вынуждено было снять 7 дивизий с разных участков фронта и бросить их на борьбу с белорусскими партизанами.

Высоко оценил успехи советских войск на Курской дуге президент США Франклин Рузвельт. В самый разгар этой битвы он в специальном послании главе советского правительства отметил: «В течение месяца гигантских боев ваши вооруженные силы своим мастерством, своим мужеством, своей самоотверженностью и своим упорством не только остановили давно замышлявшееся германское наступление, но и начали успешное контрнаступление, имеющее далеко идущие последствия. Советский Союз может справедливо гордиться своими героическими победами».

И наши славные земляки

5 августа 1943 года в Москве состоялся салют в честь освобождения Орла и Белгорода. Первый салют в Великой Отечественной войне!

…Организаторы конференции и в первую очередь советник российского посольства Александр Ломакин на сей раз особенно постарались  — привлекли к работе Государственный музей истории Великой Отечественной войны. Прямо в зале были выставлены уникальные экспонаты из его фондов — боевые листки, плакаты, оружие… Все это из тех памятных дней под Курском.

Директор музея Сергей Азаронок свое выступление сопровождал показом интересных слайдов. Он также подробно рассказал об участниках Курского сражения – уроженцах Беларуси. Их славные  имена навсегда вошли в героическую летопись. Командующий тогда войсками Западного фронта генерал Василий Соколовский, будущий маршал Советского Союза, кавалер Золотой Звезды Героя. Он родился в Гродненской области. 2-й воздушной армией командовал уроженец Могилевской области Степан Красовский. В 1945 году был удостоен звания Героя Советского Союза. Генерал Николай Нагорный, уроженец Гродненской области, во время Курской битвы – начальник штаба Западного фронта ПВО, также Герой Советского Союза. Летчик Александр Горовец, сбивший 6 июля 9 вражеских самолетов. Танкист Николай Чайка, награжденный 7 орденами, в том числе американским крестом «За боевые заслуги армии США», и многие другие.

Воспоминания о   Прохоровке

Но победа под Курском далась нам нелегко. Генерал-майор в отставке Александр Фень, участник знаменитого танкового сражения под Прохоровкой,  вспоминает о нем с понятным волнением, глубокой болью, со всеми подробностями, как будто все происходило недавно. Иначе нельзя, такое не забывается. Вот лишь отдельные эпизоды:

— В сражении под Прохоровкой я участвовал в составе 5-й гвардейской танковой армии, которой командовал генерал Павел Ротмистров. Я – командир взвода, у меня три танка Т-70. Когда битва началась, наши и немецкие танки сошлись вместе. Все горит, слева, справа, впереди клубы дыма, беспрерывный грохот. Ад кромешный. Многие наши экипажи, особенно Т-34, шли на таран. Бесстрашные ребята.

Тут к нашей 3-й линии прорвались немецкие танки. Мой взвод был наготове. Под Прохоровкой мне удалось подбить три вражеские машины. Многим «тиграм» и «пантерам» здесь был конец, хотя расправляться с ними оказалось непросто, требовалось особое мастерство. Но гибли и наши.  В нашем батальоне было 39 танков, к концу дня осталось 20. Часть их ночью восстановили, и следующим утром в бою участвовало 29 машин.

Потом началось наше контр-наступление. Помню, после 12 июля наша танковая армия остановилась, все утихло. Мы, совсем молодые, грустим, тяжело переживаем. Многих потеряли. Кто же виноват? Разумеется, мы тогда не знали о стратегических планах нашего командования в Курской битве. И вдруг по всем радиосетям передают обращение П.Ротмистрова: «Танкисты! Вы совершили чудеса. Вы остановили немецкого зверя!» Как окрылили нас эти слова любимого генерала! Мы поняли, что главное дело сделали…

— Вам приходилось бывать в Прохоровке после войны?

— Нынче в июле туда пригласили на юбилейные торжества. Прохоровское поле стало в России третьим ратным  после Куликовского и Бородинского. Когда увидел его – очень защемило сердце. Кстати, там я пообщался с сыном П.Ротмистрова, он тоже военный, полковник. А встречи с танкистами, участниками Прохоровского сражения? Словами не передашь, столько волнения, даже слез, которых мы вовсе не стеснялись…

На снимке: участники Курской битвы (слева направо): генералы Алексей Рязанов, Александр Фень, полковник Борис Берман  слушают рассказ директора Государственного музея истории Великой Отечественной войны Сергея Азаронка.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter