Сделают ли Россия и Турция шаг навстречу друг другу?

Величие и горячность

Российско-турецкий конфликт по-прежнему находится в стадии эскалации. Страсти накалены настолько, что, кажется, все остальные страны просто боятся предложить сторонам какую-либо приемлемую формулу примирения. И только Президент Беларуси Александр Лукашенко решился дать совет: сделать хотя бы полшага навстречу друг другу…

С точки зрения правоверного российского патриота, это может показаться чуть ли не крамолой. Как же так? Кому идти навстречу? По словам одного депутата, которого в силу возраста никак нельзя обвинить в юношеском максимализме, Россия тридцать раз ставила Турцию на место, поставит и в тридцать первый. Чай, не ельцинские времена! Страна встает с колен и обретает вновь статус великой державы. Вот только исторические аналогии тут хромают. Оказывается, что даже в периоды, когда Россия находилась в зените державной славы и величия, ее руководители проявляли готовность к компромиссам в куда более щекотливых ситуациях.

Николая I никак не заподозришь в мягкотелости, нерешительности и уж тем паче либерализме. При нем Российская империя достигла пика своего внешнеполитического могущества. И вот 30 января (по старому стилю) 1829 года у российского посольства в Тегеране собралась огромная толпа — по некоторым свидетельствам, более ста тысяч. Разгоряченные фанатики обвиняли русских дипломатов в неуважении к местным традициям и вскоре пошли на штурм. Резня случилась страшная. В неравной схватке полегли и сотрудники миссии, и конвой. Чудом остался жив лишь секретарь посольства. Среди погибших был и великий русский поэт Александр Грибоедов, как раз являвшийся послом в Персии.

Чудовищное оскорбление великой державы! Грандиозный международный скандал! Что же сделал самодержавный властелин? Ввел войска в Персию? Или велел арестовать всех подданных шаха, проживавших тогда в России? Ничуть! Инцидент уладился путем всего-навсего принесения извинений и дарения знаменитого алмаза «Шах» весом 88,7 карата. Приняв алмаз, император соизволил произнести: «Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское происшествие». Как же так? А все очень просто. Незадолго до этого Россия наголову разгромила персидские войска, добилась присоединения Восточной Армении и Нахичевани. Именно Грибоедов и заключал Туркманчайский мирный договор, где были прописаны выгоднейшие для России условия мира. Новая война была Николаю I ни к чему. Политика — ничего личного.

Но то времена царские, как раньше говаривали, дореволюционные. Опять же извинения были все-таки принесены. А что же Иосиф Виссарионович? Он, видимо, таких оскорблений не терпел. Случалось разное…

14 декабря 1936 года, в разгар гражданской войны в Испании, в Средиземном море тяжелый крейсер франкистов «Канариас» потопил советский теплоход «Комсомол». До этого корабль участвовал в доставке грузов, в том числе военных, республиканцам. А вот что именно он перевозил в тот злополучный рейс — споры продолжаются до сих пор. Так или иначе, но экипаж был пленен, и лишь в результате огромного международного давления советских граждан удалось освободить.

Инцидент в Средиземном море не стал для СССР поводом прямо вмешиваться в войну, отправлять на Пиренеи свои дивизии. Можно, конечно, сказать, что все-таки ответная реакция была. Все так. Да вот незадача: кроме случая с «Комсомолом», который предали огласке, были и другие. Сейчас уже известно, что только с октября 1936 года по июль 1937 года в море было задержано 96 советских кораблей, 3 из них потоплены. И делали это далеко не только франкисты, но и итальянцы, Муссолини. В итоге поставки советского вооружения и боеприпасов Испанской Республике катастрофически упали, что сказалось на всем ходе войны. Тем не менее Советский Союз не стал разрывать отношения с Римом. Совсем наоборот. Политбюро ЦК ВКП(б) 10 января 1938 года приняло решение вновь начать поставку нефтепродуктов королевскому флоту Италии. А ведь именно итальянские суда участвовали в блокаде испанского побережья. Советское руководство на фоне непростых отношений с Англией и Францией не хотело влезать еще и в затяжной конфликт с Италией.

Подобные примеры терпимости и выдержки в сложных ситуациях далеко не единичны. Так что совет Александра Лукашенко сделан как раз с учетом российских и советских традиций. Ведь если действительно за выходкой турок со сбитым самолетом стоят американцы, то, получается, своей цели они добились: внесли раскол в отношения Москвы и Анкары. Так, может быть, стоит проявить державную мудрость и не идти на поводу у мировых кукловодов? Поживем — увидим, какая стратегия окажется более правильной.

gigin@belta.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter