Велено читать?

Анекдоты про закопанные во дворе дневники, похоже, передаются из поколения в поколение.
Анекдоты про закопанные во дворе дневники, похоже, передаются из поколения в поколение. Раньше их радостно рассказывала я, теперь их так же радостно рассказывают мне. Но живы не только школьные анекдоты - никуда не делись, оказывается, и списки под названием "чтение на лето", которые, помнится, с глубокими вздохами кропала когда-то и я под диктовку учителя.

В самом деле, списки из полутора десятков произведений в младших классах и 20 - 25 для тех, кто постарше, у многих школяров вызывают такое неприятие, что они просто не записывают эту "скукоту" и, придя домой, успокаивают родителей: "В этом году не задавали!" Те облегченно вздыхают: нет списка - нет проблемы.

А проблема-то есть. С одной стороны, прочитанные со слезами на глазах и под строгим родительским контролем "Детство" Горького или "Война и мир" Толстого порой прививают не столько любовь к упомянутым писателям в частности и к литературе вообще, сколько ненависть к чтению. С другой - летом нашим измотанным перегрузками, не отличающимся особым здоровьем ребятам просто бы порезвиться, повалять дурака, в конце концов, заняться ничегонеделанием, а тут - опять обязаловка... Согласитесь, редкий бухгалтер, отправившись в честно заработанный отпуск, станет брать с собой на пляж платежные ведомости, а плотник - рубанок... Взрослым на "каникулах" хочется отвлечься от всего, что напоминает о работе. Школьнику же велят ходить на пляж с книжкой. Но - вот незадача! - не хочет. Почему? Потому, что в списках не "Гарри Поттер", а Барто да Андерсен, говорят юные книгочеи.

- Перечень произведений на лето - это не обязательное, а рекомендуемое чтение! - утверждает учитель русского языка и литературы Озаричской средней школы Пинского района Брестской области Валентина Ефимовна Касперович. - Если хочется в дождливый денек взять в руки книгу - в добрый час! А если совершенно не хочется или некогда - что ж, это каникулы! Но, например, среди моих учеников много любознательных ребят, буквально увлеченных чтением. Хотя мы прекрасно понимаем, как они загружены: ведь деревня - это и картошка, и свекла, и дела по дому, по хозяйству... Порой и в самом деле не до книжек. Я считаю, нельзя подходить к "летнему чтению" категорично: или отменить, или сделать строго обязательным. Не прочитаешь летом объемные программные произведения - сложно будет в учебном году. Если честно, в свое время мне и самой не хотелось читать те книги, которые навязывали.

Итак, причины не отменять "летнее чтение" у педагогов очень веские. Если в начальной школе в упомянутые списки входят в основном произведения, которые потом изучаются на уроках внеклассного чтения, то в старших классах - объемные книги из обязательных. За 5 - 6 часов, отведенных программой, "Преступление и наказание" Достоевского или "Плаху" Айтматова не осилить даже вундеркинду. Вот учителя и выходят из положения - рекомендуют, что называется, готовить сани летом.

Можно, конечно, говорить, что своей "обязаловкой" школа убивает в зародыше любовь к книге и зря мучит бедных отроков. Можно, напротив, горячо доказывать, что прочитать "Отцов и детей" или "Новую зямлю" должен каждый человек и, если не заставить его сделать это сегодня, он уже никогда их не откроет. Можно спорить, дескать, нужна ли нам скучная программная классика, или лучше включить в рекомендуемый список популярную "Азазель"? И вообще - нужно ли приучать детей читать книги, коль тысячи людей прекрасно обходятся без них?

Мне кажется, вопросы эти - не к учителям. Главной задачей уроков литературы в нашей школе - да простят меня действительно талантливые словесники! - еще долгое время будет не одарить ребенка любовью к книге, а "начитать" ему положенный список произведений, знание которых затем потребуется при поступлении в училище или вуз. Не потому ли на вступительных экзаменах абитуриенты автором "Шинели" называют кто Пушкина, кто Чехова?..

Беда известная: растет нечитающее поколение. И помочь ребенку полюбить книгу в наше техногенное время куда труднее, чем, скажем, в прошлом веке. Безусловно, многое зависит от учителя, от его творчества, изобретательности, такта... Но - на школу надейся, а сам не плошай! И в этом смысле "чтение на лето" - это задание и для родителей.

Приохотить ребенка к книге без вашего участия практически нереально. Здесь тоже ничего не поделаешь без личного примера. Читайте сами, ребенок должен видеть, что папа с мамой всегда находят минутку для книги. Читайте ему вслух, и останавливайтесь на самом интересном месте... на уговоры почитать дальше не поддавайтесь, отвечайте: "Все, некогда. Дальше, если хочешь, - сам!" Книги для начала подбирайте динамичные, соответствующие возрасту и увлечениям вашего отпрыска. Обязательно обсуждайте при нем книжные новинки, дайте ему понять, что увлекаться чтением модно и престижно, что бесчисленное количество его сверстников зачитывается тем же Булычевым или "Поттером". Ребенок наконец-то читает без посторонних напоминаний? Прекрасно, подсуньте ему Носова, Линдгрен, Верна, Твена... Получилось? Полдела сделано. Дальше - больной вопрос, классика. Остерегайтесь высказываться в том духе, что первое знакомство с "Войной и миром" запомнилось вам "пупочной грыжей". Лучше постарайтесь, чтобы для ребенка слово "классический" ассоциировалось с выражением "хороший вкус". А вообще, рецепта, как увлечь классикой не то что детей, но и взрослых, если не ошибаюсь, пока никто не изобрел. Что до школьных "мучений", то множество образованных, "книжных" людей говорят: "Ну что я мог понять в "Анне Карениной" в 15 лет! А вот когда решился перечитать в 40..." Возможно, и ваше дитя, взахлеб читающее сегодня Агату Кристи или Акунина, когда-нибудь "доберется" и до Достоевского.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter