Векторы развития

Логистические центры в регионах увеличат занятость на 40 %

Строительство логистических центров в регионах увеличит занятость населения на 40 %, но кадровый вопрос при этом остается открытым

В свое время через Беларусь лежал путь «из варяг в греки». Сейчас, пусть его название и направление изменились, выгоды географического расположения страны фактически остались прежними, и ими грех не воспользоваться. Тем более что, по прогнозам экспертов, к 2015 году произойдет двукратное увеличение транзитных грузоперевозок по территории Беларуси — с 220 до 440 млн. тонн в год. Другой вопрос, смогут ли с выгодой для себя использовать рост грузооборота белорусские компании. Как рассказывают игроки логистического рынка, свой выигрышный территориальный потенциал республика использует всего на 5—10 %.

Дабы не упускать удачно подвернувшиеся возможности, до 2015 года в стране должно быть построено порядка 50 специализированных объектов. Только в прошлом году открылись первые очереди 9 крупных логистических центров. Как отмечают в Министерстве транспорта и коммуникаций, наиболее активно идет работа в Минской области — рядом столица, к тому же здесь проходит пересечение потоков движения товаров в Европу и из нее. Поэтому в Минской области к концу пятилетки планируется построить 24 транспортно-логистических центра, на что, по оценкам специалистов, потребуются инвестиции в размере $ 1,2 млрд. И сомнений в том, что найдутся желающие вкладывать в эту сферу, нет. Равно как и опасений относительно того, будут ли все объекты загружены. Ставку в последнем случае делают на предприятия, которые, согласно генеральному плану развития Минска до 2020 года, с территории города будут вынесены в стокилометровую зону, а это порядка 30 промышленных предприятий. «Строительство на новом месте складской и транспортной инфраструктуры будет увязано со строительством логистических центров, что позволит не только сэкономить бюджетные средства, но и активизировать на месте процессы перевалки грузов, автоматизировать процессы управления грузовыми потоками. Благодаря этому будет сформирован такой своеобразный класс предприятий, фирм, компаний, которые смогут в том числе подстегнуть развитие регионов, развить торговую сферу, повысить уровень квалификации кадров», — считает заведующий сектором системного анализа и перспектив развития транспортного комплекса республики БелНИИТ «Транстехника» Валерий Козлов.

Ожидается, что в ближайшем будущем вокруг Минска появится 6—7 логистических индустриальных зон. Например, в одну из них, в районе аэропорта Минск-2 и города Смолевичи, войдут минские мясокомбинат и дрожжевой завод, в другую, неподалеку от Фаниполя, Заславля и Ракова, переместятся Минская птицефабрика имени Крупской, завод «Кристалл» и завод по выпуску изделий санитарно-гигиенического назначения. И всем этим предприятиям потребуется место для склада…

По подсчетам специалистов БелНИИТ «Транстехника», за счет развития логистики на периферии рост торговой сети регионов должен увеличиться на треть, рост товарооборота — на 15 %. Кроме того, появятся новые рабочие места, соответственно, увеличится и занятость населения, как местного, так и жителей столицы, — примерно на 40 %. Но не первый год игроки рынка замечают: грамотных, подкованных в своем деле логистов днем с огнем не сыскать. «Сегодня мы испытываем огромнейший дефицит в специалистах этой профессии, но в стране практически отсутствует система подготовки высококвалифицированных логистов. А ведь логистика — это целая цепочка бизнес-процессов, без которых жизнь любой компании просто невозможна. К примеру, половину нашего персонала составляют именно логисты», — говорит директор по персоналу группы компаний «Алютех» Александр Мудрик. «Построить можно все что угодно, другое дело, как оно будет использоваться. Ведь эффективность логистических центров будет обеспечиваться специалистами. Без соответствующей же подготовки кадров мы будем только сотрясать воздух, — высказывает свою точку зрения доктор экономических наук, профессор кафедры логистики Международного университета «МИТСО» Александр Дурович. — Еще ни одного выпуска специалистов по логистике как такового не было, и сегодняшние студенты через пару лет станут своеобразной лакмусовой бумажкой соответствия запросов рынка и того, что ему могут предложить вузы».

Фото: Александр ТОЛОЧКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter