Вектор нашего образования

Итоги главного педсовета страны

В Минске прошел Республиканский педагогический совет
Наверное, ни одна другая сфера нашей жизни за последние десятилетия не подвергалась столь большому числу реформ, как образование. Стоит признать, далеко не все из них оказались успешными, но в том и ценность ошибок: благодаря им формируется опыт. Выступая на пленарном заседании Республиканского педагогического совета, Президент объяснил: мы уже прошли два этапа развития образовательной сферы — период ломки и становления. И теперь находимся на пороге третьей ступени — совершенствования. Так какой же должна быть наша система образования? К чему стремиться, на что делать ставку? Именно эти концептуальные и стратегические вопросы обсуждали в Минске учителя и директора школ и гимназий, ректоры вузов, ученые, руководители органов госуправления, депутаты. А для удобства общения диалог был организован в формате «открытого микрофона». Любой желающий мог высказать свое мнение, задать вопрос или поделиться опытом по самым актуальным проблемам.


О реформировании

Любые реформы надо проводить лишь после всестороннего обсуждения. Никогда нельзя рубить сплеча, тем более в такой чувствительной и консервативной сфере, как образование. Наша страна не единственная, кто пытался ее реформировать. Но некоторые соседи, разрушив старое, в силу многих причин нового так и не создали. Президент уверен: то, что мы этим путем не пошли, — это хорошо.

— Вы знаете мои подходы по преобразованию, совершенствованию, где–то реформированию системы нашего образования. Сущность этих подходов состоит в том, что я категорически против какой–то ломки, даже реформирования в полном смысле этого слова системы образования. Я всегда выступал и выступаю за совершенствование того или иного процесса. Надо идти от жизни, надо решать те вопросы, которые ставит жизнь. Образование — настолько сложный процесс (и мы с вами знаем это не понаслышке), что взять и через «колено» что–то сломать, особенно в целом систему образования, и выстроить новую не получится.

О роли учителя

В наше время устойчивое развитие государств определяется не только и не столько наличием запасов нефти, газа или золота. Во главу угла выходят прорывные технологии, новые отрасли, создающие экономику знаний. Человеку все труднее сориентироваться в этом информационном потоке и найти свое место в обществе. Все эти процессы объективно приводят к доминированию роли образования в мире. Соответственно изменилась и роль учителя. Президент сказал об этом так:

— В современной информационной среде растет так называемое «поколение сети». Для молодых людей интернет — это среда обитания. Они не видят себя без электронных устройств. Эти устройства нужны, интересны и полезны. Но еще важнее научить людей думать! Сегодня зачастую школьников и студентов учат пользоваться лишь готовым набором знаний. Учащиеся перестают анализировать, размышлять. Без интернета многие уже не способны логически сформулировать мысль, выразить свое мнение.

Как следствие, с одной стороны, мы видим нехватку профессионалов, с другой — недовольство работодателя сотрудниками. Такой подход в образовании неприемлем!

Позиция Александра Лукашенко проста и понятна: хороший учитель должен знать, как живет его ученик, чем занимается, чтобы уметь разговаривать с ним на одном языке.

Елена Севостьян.

Чуть позже во время дискуссии директор Островецкой гимназии № 1 Елена Севостьян снова подняла тему негативного влияния интернета на детей.

— В интернете есть все, кроме контроля. А значит, главной задачей семьи и школы должно стать обучение безопасному поведению в виртуальности. Для этого на Гродненщине уже третий год реализуется инновационный проект «Классный руководитель в социальной сети». Но только педагогического потенциала недостаточно.

Участники педсовета предложили ужесточить контроль над сайтами с деструктивным контентом. Президент идею поддержал:

— Мы готовим ряд законопроектов, направленных на это. Тем более нас некому в этом упрекать. Сегодня даже в США пришли к мысли, что нельзя дальше распускать эту вольницу.

О детских садах

В сфере дошкольного образования наша страна, без всякого преувеличения, один из лидеров не только в регионе, но и в мире. Оно в основном бесплатное, все имеют равный доступ к нему, государство ко всем относится одинаково. Еще не так давно достаточно острым был вопрос нехватки мест в детских садах и яслях. Особенно это касалось микрорайонов–новостроек, где социальная инфраструктура не поспевала за строительством жилья. Эта проблема решается. В нашей стране активно строятся новые дошкольные учреждения. Только в 2016 году построили 12 детских садов, в этом — еще 16. Президент поставил главную задачу: укомплектовать детские сады квалифицированными специалистами.

— Направляя молодых специалистов, нужно сделать все, чтобы, отработав по распределению, они захотели там остаться. Также необходимо совершенствовать программы и методики работы с воспитанниками детских садов.

Александр Лукашенко предупредил Правительство и местные органы власти, что к концу 2020 года эти и другие вопросы дошкольного образования должны быть решены полностью.


О нагрузке на учителей

Одна из застарелых проблем, на которую не перестают жаловаться педагоги, — высокая загруженность несвойственными им функциями. Президент подтвердил: в прошлом году Министерство образования заверяло его в том, что исчерпывающий перечень школьной документации принят и вопрос излишней нагрузки снят.

— Однако мне докладывают, что наши преподаватели по–прежнему жалуются на эту проблему. Хочу подчеркнуть, что главная задача учителя — учить и воспитывать детей, а не заниматься бумаготворчеством. Делайте выводы.

О пятибалльной системе

Одна из самых горячих дискуссионных тем последней недели — оставить в качестве критериев оценки знаний существующую десятибалльную систему или вернуться к прежней пятибалльной — у Президента отклика не нашла. Он признался: тему отслеживает, но вывода пока никакого не сделал.

— Вопрос пока не имеет критической массы и не «созрел» для того, чтобы принимать какие–то решения. Поживем — увидим. Пять или десять — надеюсь, это не очень значительно влияет на стремления наших детишек иметь хорошие знания.

О новых учебных программах

Участники педсовета говорили и об обновленных программах. К новому учебному году их почти полностью переработали, усилили практическую направленность, исключили дублирование. Зоя Виноградова, учитель истории и обществоведения СШ № 1 города Логойска, указала на такой момент: в появлении новых программ многие ее коллеги видят только механическое сокращение учебного материала и связанный с этим негатив. А следовало бы видеть новые возможности. Ведь учителя теперь могут сконцентрировать внимание учеников на более значимых вопросах. Учитывая, что сегодня педагоги имеют дело с новым поколением детей, которые буквально плавают в море информации, такой подход правильный.

О зарплатах педагогов

На учителях и воспитателях огромная ответственность. И этот нелегкий труд должен достойно оплачиваться. Александр Лукашенко поручил в будущем году решить вопрос с размером зарплат учителей.

— Мы не педалировали этот вопрос, но министра образования и вице–премьера на последнем докладе я четко предупредил: проблема жалоб учителя на низкую заработную плату в будущем году должна быть снята. Учитель и врач — это идеологическая, моральная основа нашего общества. Когда нам надо что–то донести до народа, мы это делаем через вас. Вы главная опора в государстве. Должна быть такая зарплата, чтобы вам, зная объем работы, который вы выполняете, стыдно было бы ставить вопрос о повышении зарплат.

Особенно остро этот вопрос стоит для работников учреждений дошкольного образования. На педсовете четко прозвучало поручение Президента: любыми способами и любыми путями надо почти удваивать в будущем году их доходы.

Однако более справедливо все же дифференцировать оплату труда в системе образования. Учитель учителю рознь, и уравниловки здесь быть не может. Президент напомнил, что в системе здравоохранения удалось найти такую формулу, при которой зарплата медицинского персонала напрямую зависит от его квалификации и работоспособности. То же самое применимо и к образованию.

— Если молодой человек, придя из вуза, преподает не хуже, чем отстоявший 25 лет у «станка» учитель–преподаватель, почему мы ему платим копейки? Нужно определить критерии, по которым мы должны платить зарплату учителю–новатору — грамотному, толковому, современному, который овладел всем необходимым для преподавания.

О профессиональных связях

Валерий Голубовский.

Сферу профессионального образования на педсовете обсуждали особо. Нам есть чем гордиться. В первую очередь тем, что это направление у нас сохранилось практически в первозданном виде, и в отличие от многих соседей по СНГ мы эту школу не растеряли. Впрочем, и тут проблем хватает. Например, ректор Республиканского института профобразования Валерий Голубовский указал: колледжам частенько не хватает современной материально–технической базы. С современными станками и другим оборудованием, на котором работают предприятия, выпускники чаще всего знакомятся уже после прихода на производство. Научиться на них работать — это потерянные время, деньги и в конечном счете — вопрос качества профессионального образования.

Президент такую позицию разделяет: у нас, как и во всем мире, растет спрос на представителей рабочих профессий. Но и требования к ним в современных условиях постоянно возрастают. Нам нужны квалифицированные кадры, которые смогут работать на новейших производствах. Поэтому вопросы обеспечения колледжей новым оборудованием для налаживания обучающего процесса, по словам Александра Лукашенко, очень важны. Имея практический опыт, выпускники ссузов будут более осознанно подходить и к выбору высшего образования.

О новых учебниках и централизованном тестировании

Новые учебники по всем предметам будут подготовлены к 1 сентября 2019 года. Александр Лукашенко о качестве учебных пособий говорил очень откровенно:

— Хороший учебник — для меня икона. Это то, что во многом определяет качество знаний учащихся. Главное требование — содержание обучающего материала должно быть оптимальным по объему, информации и ее глубине.

Здесь совсем не лишней будет помощь учителей–новаторов с их уникальными авторскими методиками обучения. Стране сегодня очень нужны свои Макаренко, Сухомлинские, Шаталовы. И государство готово платить и платит хорошие деньги за участие в разработке и написании учебных пособий.

В старших классах школы введено профильное обучение, которое призвано решить проблему мотивированного выбора выпускниками будущей профессии. Однако, по мнению Президента, назрела необходимость рассмотреть вопрос об изменении подходов к итоговой аттестации и контролю текущей успеваемости школьников, что обеспечит объективность и независимость оценки знаний учащихся.

— К вступительной кампании 2018 года задания ЦТ по всем предметам должны быть скорректированы и полностью соответствовать школьной программе, — потребовал Президент.


О репетиторстве

По убеждению опытных педагогов явление репетиторства в нашей стране не выход, а проблема современного образования. Президент согласился:

— Доходит до того, что услугами репетитора пользуются даже в начальной школе, не говоря уже о подготовке выпускников к поступлению в вузы. А если у нас и появляются новые методики, то они ориентированы на натаскивание выпускников к сдаче централизованного тестирования.

На проблемах репетиторства отдельно остановился и министр образования Игорь Карпенко. По его словам, проведенный недавно выборочный анализ показал: преподаватели, которые были задействованы в приемных кампаниях в вузы, вступительных испытаниях в гимназии, часто одновременно являются и репетиторами, а это наталкивает на мысль о завуалированной форме коррупции. Игорь Карпенко абсолютно уверен:

— Учитель, который не стремится эффективно использовать каждую минуту урока, чтобы учить и воспитывать ребенка, скорее всего заинтересован в том, чтобы предложить ему не поддерживающие занятия, а услуги репетитора.

В итоге для исключения возможных конфликтов интересов министр предложил внести в стандартные контракты педагогов норму о том, что они обязаны информировать нанимателя об осуществлении ими деятельности в качестве репетитора.

О шестом школьном дне

На форуме много говорили о возрождении полноценной системы внеклассной работы. Президент неоднократно поручал наполнить субботу занятиями спортом и трудовым обучением. Увы, хвалиться здесь пока нечем. Тем ценнее опыт таких учебных заведений, как Зеленочская школа Калинковичского района. Ее директор Леонид Черняков рассказал, что в школе реализуются сразу три мини–проекта: по информационно–рекламному направлению, керамике и производству тротуарной плитки. Кроме того, на двух гектарах земли в школе выращивают до 20 тонн сельхозпродукции. Часть даже продают. В этой связи выступающий предложил пересмотреть программу по трудовому обучению в школах. Президент готов подписаться под каждым словом:

— Родители тех детей, которых вы воспитываете, должны кланяться вам в ноги. То, чему меня научили в школе, я до сих пор помню. Нас действительно учили, и особенно труду. Летом мы обязаны были отработать на школьных приусадебных участках. А сегодня дети козу от коровы отличить не могут! Кому страну оставим? Надо для их же пользы заставлять детей трудиться. Это останется с ними на всю жизнь.


О подготовке кадров

Во время бесед с педагогами Президент указал и на такой проблемный момент: подготовка кадров по уровням профобразования и под потребности экономики у нас продолжает вестись в отрыве от реальности. Такое ощущение, что предприятия и вузы существуют в каких–то своих параллельных вселенных. Каждый год университеты выпускают огромное количество экономистов, политологов и юристов, которые, покинув стены альма–матер, так и не могут найти себе работу по специальности.

— И они винят в своей невостребованности государство, — обратил внимание Александр Лукашенко. — Видимо, нам пора вернуться к определению базового профиля для каждого вуза.

Поэтому функции координации деятельности госорганов по прогнозированию кадровых потребностей на перспективу, а также формированию госзаказа на подготовку специалистов Президент предложил закрепить за Минэкономики и Минтруда и соцзащиты.

Разумеется, такая корректировка должна проводиться на основании анализа потребности экономики в кадрах. Поэтому и отраслевым министерствам надо держать ухо востро. Им следует, по крайней мере в перспективе 5 — 10–летнего периода, прогнозировать, какие специалисты могут понадобиться, и делиться своими планами с вузами.


Александр БЕНЬКО.

benko@sb.by

Евгений КОНОНОВИЧ.

konon@sb.by

В КРУГУ МНЕНИЙ 

Валерий Герасимов, учитель математики оршанской средней школы № 20:

— Конечно же, меня в первую очередь интересуют темы школьных программ. Дело в том, что я не только учитель, но и автор учебника по математике для 5–го класса. В прошлом году мы победили в конкурсе, и сейчас по нашему пособию будут учиться дети. Надеюсь, что мой практический опыт станет действительно полезным вкладом в математическое образование школьников. Кроме того, форум стал хорошей возможностью зарядиться творческой энергией и уточнить какие–то позиции по спорным вопросам. В том числе Президент подтвердил, что обсуждаемое возвращение к «пятибаллке» было бы преждевременным.

Альбина Давидович, начальник отдела дошкольного образования Минобразования:

— Главный вопрос этого педфорума — будущее нашего образования. Чего мы достигли? Что планируем? И к чему стремимся в ближайшие как минимум 10, а то и 20 лет? У нас уже утверждена программа «Образование и молодежная политика» до 2020 года, где есть целая подпрограмма развития системы дошкольного образования. Но в концептуальных подходах, которые обсуждались на Республиканском педсовете, также заложены определенные направления и тенденции, над которыми мы собираемся работать.

Валерий Бойко, и.о. заведующего кафедрой фундаментальной и прикладной математики Гродненского государственного университета имени Я.Купалы:

— Мне понравилась идея, что на заочном отделении должны учиться те, кто уже получил профессию и работает. Выбор таких людей более осознанный, чем у школьников. И нет ничего страшного, если они понесут какие–то затраты на свое обучение. В большинстве стран образование платное. При этом важно, чтобы государство поддерживало тех, кто учится, например, льготами, кредитами. В скандинавских странах молодые люди не идут сразу учиться, они ищут себя и сами решают, нужно ли им высшее образование, чтобы быть успешными в жизни. Для этого наши дети должны быть самостоятельными, наша задача — давать им эту самостоятельность. Я и своим студентам всегда говорю, чтобы они выбрали то, чем им нравится заниматься, будь то карьера профессора, автомеханика или штукатура. Главное, чтобы этот человек хорошо делал свою работу.

Оксана Нехайчик, член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке:

— В нашей стране достаточно большой выбор учебных заведений, но многие специальности в разных вузах действительно дублируются. В итоге молодым специалистам по окончании учебы бывает трудно найти работу. На мой взгляд, вузам нужно стараться как–то искать свою нишу во всем этом обилии предложений. А еще я часто задаюсь вопросом: почему у нас не развивается активно обучение на английском языке? Это ведь требование времени, и многие абитуриенты к этому готовы. Несомненно, важный вопрос повышения престижа учительской профессии и освобождения учителей от несвойственных им функций, чтобы педагог в первую очередь занимался вопросами образования.

Марина Ильина, директор гимназии № 10, г. Минск:

— Стратегия развития образования на предстоящие годы. Наверное, так лучше сформулировать тему этого педфорума. Для меня были интересны все вопросы, которые обсуждались на пленарном заседании, но особенно связанные с современными подходами в школьном образовании. Ведь в нашей гимназии мы стараемся сочетать традиции и инновации.

По материалам специальных корреспондентов «СБ» и БЕЛТА.


Знания: новые ориентиры

Нынешний республиканский педфорум можно назвать рекордным по количеству вынесенных на обсуждение идей. Чего ждать учителям и ученикам? Вот основные предложения Министерства образования.


Переход на обязательное общее среднее образование

Министр образования Игорь Карпенко не сомневается: общество готово к такому шагу, что будет только плюсом для развития человеческого потенциала и международного имиджа страны. Впрочем, на деле это не сулит глобальных изменений: уже сегодня едва ли не все выпускники не только школ, но и ссузов и учреждений профтехобразования получают общее среднее образование.

Изменение правил поступления в гимназии

Игорь Карпенко описал планы так: «Нужно ужесточить требования к качеству образования в гимназиях с учетом профилизации, которую следует связывать не со вступительными испытаниями в 5–й класс гимназии, а с осознанным выбором профессии. А это возможно в более старшем возрасте». Главный посыл — сегодня выбор гимназии часто продиктован амбициями родителей, желающих получить некий элитарный статус. Но этого ли хочет ребенок? В качестве примера министр привел стрессовую ситуацию нынешнего года: ученик сдал все экзамены на девятки, но гимназистом не стал. И ведь не факт, что в общеобразовательной школе ученик получит меньше качественных знаний! Из 210 гимназий в стране на слуху лишь несколько десятков. Словом, планы на ближайшее время — совместно с педагогами–практиками выработать критерии отбора в гимназии, которые будут соответствовать и принципам социальной справедливости, и равнодоступности общего среднего образования, гарантированного законодательством.

Новая оценка качества образования

Оно, подчеркнул министр, не должно измеряться результатами ЦТ или опять–таки заветным местом в гимназии. Главный показатель — уровень личностного и социального развития каждого ученика. В качестве выпускного экзамена за среднюю школу предлагают проводить комплексный общеобразовательный тест, а за базовую — независимую аттестацию.

Оптимизация сферы профтехобразования

Она коснется как числа учреждений (за год их стало на 19 меньше), так и их названий — обещают оставить лишь колледжи.

Совершенствование правил приема в вузы

Начать решили с анализа преимуществ и недостатков действующей системы. Игорь Карпенко обратил внимание на разрыв между баллами аттестата и результатами ЦТ и проанонсировал возможное появление на некоторых специальностях собеседования или дополнительных внутренних экзаменов.

Подготовила Ольга ПАСИЯК.

pasiyak@sb.by

Фото БЕЛТА

Версия для печати
Сафонов Анатолий
Зарплату обещали поднять дифференцированно, то наши чиновники в первую очередь поднимут существенно заработную плату учителям, подготовившим победителей предметных олимпиад... Да. это правильно, но давайте отследим судьбу этих выпускников, 80-90 процентов которых сейчас работают в США, Канаде, Германии, Бельгии, Испании и т. д. Так на кого, спрашивается, мы работали? Выплачивали им премии? А что получили те, которые просто подготовили тружеников нашей страны? Им и категорию даже не повысили? А именно эти дети сейчас пополняют бюджет нашей страны.
P.S.
Некогда Джордж Сорос тоже  у нас выбирал лучших учителей, но он провел анкету среди .выпускников школ, где те выписали рейтинги учителей  и по этим рейтингам учителям назначили дополнительную премию.... Что-то в этом есть, еще бы и родителей этих детей к этому привлечь, тогда бы связь семей и учителей стала бы более тесной...
Сафонов Анатолий
Зарплату обещали поднять дифференцированно, то наши чиновники в первую очередь поднимут существенно заработную плату учителям, подготовившим победителей предметных олимпиад... Да. это правильно, но давайте отследим судьбу этих выпускников, 80-90 процентов которых сейчас работают в США, Канаде, Германии, Бельгии, Испании и т. д. Так на кого, спрашивается, мы работали? Выплачивали им премии? А что получили те, которые просто подготовили тружеников нашей страны? Им и категорию даже не повысили? А именно эти дети сейчас пополняют бюджет нашей страны.
P.S.
Некогда Джордж Сорос тоже  у нас выбирал лучших учителей, но он провел анкету среди .выпускников школ, где те выписали рейтинги учителей  и по этим рейтингам учителям назначили дополнительную премию.... Что-то в этом есть, еще бы и родителей этих детей к этому привлечь, тогда бы связь семей и учителей стала бы более тесной...
алекс, 69, ес
..... и все- таки пятибальная система оценки знаний самая рациональная и правильная. 5-очень хорошо, 4-хорошо знает стервец.но!.. 3 посредственно.. или лентяй ,2-плохо и кол-оочень плохо. И поставте рядом 10 бальную систему . 5, а это чего больше ума чи глупости??? А если тройка то это по пятибакльной ситстеме скоко??? И как можно вообще оценить на 8 или 9 , когда максимум 10? Полный абсурд. Так вот тем специалистам в том числе и школьным психологам  кому еще спорится  вчиним кол с плюсом!/Так меркую. Пардонте за слэнг,но пытаюсь говорить с оптимистами на их языке.
Сафонов Анатолий
Парадокс гимназии заключается еще и в том, что туда отбирают лучших учеников и этим лучшим, более "способным", дают больше чалов на овладение предметом, чем в обычных школах?! Я бы еще понял, если бы туда просто отбирали лучших, но ставить в неравные условия по программе и особенно выделенным на изучение предмета часам - это неправильно и уже  нарушает права граждан, которые одинаково платят государству налоги. (Я уже не говорю о разности зарплат учителей обычных школ и гимназий, особенно когда результаты отдельных "обычных" школ превосходит результаты гимназий)
Александр,53,Бобруйск
Сафонов Анатолий, скажу вам прямо,что по многим позициям категорически не согласен с нововведениями в нашу систему школьного образования,категорически не согласен с введением Болонского процесса,который заведёт нас в Булонский лес........ На счёт отъезда наших молодых и не очень спецов на ПМЖ за границу скажу так---надо взыскивать с отъезжающих по полной,включая бесплатное обучение не только в ВУЗах,академиях,но и за бесплатное обучение в школах. Так-то мыслю,пусть раскошеливаются забугорные работодатели,мы не состоим с ними ни в каких союзах,разве,кроме России,да и тут вопрос---я бы брал и с них отступные.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?