Во время заседания коллегии.
— 2022 год был периодом серьезных изменений на транспортном рынке Беларуси. Прошло время адаптации экономики к новым условиям, — отметил он. — Сегодня необходимо системно и целенаправленно осваивать транспортное пространство на Востоке, которое является полем для работы наших транспортных компаний.
Кроме того, Анатолий Сивак обратил особое внимание на необходимость развития водного транспорта, усиления работы в регионах по управлению сферой перевозок, эффективного использования подвижного состава, особенно на внутренних перевозках.
Он также подчеркнул, что логистические компании должны быть нацелены на создание инфраструктуры за рубежом в направлении тех стран, которые импортируют белорусские товары.
Министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко сообщил, что основные усилия Минтранса в 2022-м были направлены на структурную трансформацию отрасли, перестройку логистических цепочек и минимизацию ущерба от санкций:
— В настоящее время требуется не только развивать направления, освоенные в прошлом году, но и находить новые рынки. Необходимо на постоянной основе взаимодействовать с потребителями транспортных услуг, а также предлагать новые сервисы и совершенствовать работу уже существующих.
В 2022-м успешно развивались контейнерные железнодорожные перевозки в восточном направлении. Перевозки контейнеров с продукцией белорусских предприятий в Китай составили примерно 120 тысяч контейнеров и выросли в пять раз.
Что касается сферы международных перевозок грузов автомобильным транспортом, то за прошлый год получено свыше 22 тысяч дополнительных разрешений на них от девяти государств. Получена и тысяча автомобильных разрешений от Китая, они успешно использовались белорусскими перевозчиками. Достигнуты договоренности об отмене разрешительной системы с Ираном, Кыргызстаном, Сирией и Узбекистаном. Причем, по мнению министра транспорта и коммуникаций, соглашение с Ираном о безразрешительной системе будет подписано в ближайшие две недели.
Увеличилось количество двусторонних перевозок в Россию. Они стали активнее выполняться в страны Закавказья, Центральной Азии, Иран и Турцию.
Договоренность с Россией об отмене категорийности разрешений в/из третьих стран также упростила выполнение перевозок грузов. Это решение обеспечило рост выполняемых отечественными автомобильными перевозчиками перецепок и перегрузок в специально установленных местах. Число таких перецепок и перегрузок в/из России выросло с 7,5 тысячи в августе до 11 тысяч в декабре 2022-го.
Пассажирский транспорт второй год подряд показывает положительные результаты — пассажирооборот вырос на 4 процента к 2021 году. Проведена оптимизация свыше 2 тысяч городских, пригородных и междугородних маршрутов. В целях обновления подвижного состава в 2022-м приобретено 245 единиц транспорта при плане 167.
Деятельность гражданской авиации была направлена на переориентацию маршрутной сети. Авиакомпанией «Белавиа» возобновлены полеты в Казань, Екатеринбург, Дубай, открыты рейсы в Калининград, Туркменбаши, аэропорт Внуково, увеличена частота полетов в Ереван, Баку, Стамбул, Ташкент, Нур-Султан, Кутаиси, Батуми, Санкт-Петербург. Чартерные рейсы выполнялись в Египет и Турцию.
В минувшем году транспортными услугами сформировано около 44 процентов общего объема экспорта услуг республики с положительным сальдо внешней торговли услугами 1,3 миллиарда долларов. Объемы экспорта транспортных услуг в разы увеличились в Азербайджан, Египет, Иран, обеспечен рост в Российскую Федерацию, Армению, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Туркменистан, Турцию, Узбекистан.
nevmer@sb.by