Совершенствование Конституции ведет к консолидации общества

Вектор единства


О работе над поправками Основного Закона страны, роли Всебелорусского народного собрания, информационной безопасности мы поговорили с председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по законодательству, членом рабочей группы по доработке проекта Конституции Светланой Любецкой.

Барьер деструктивным точкам зрения

— За годы белорусской независимости наше государство прошло большой путь. В Конституцию трижды вносились изменения. Они были продиктованы жизнью. Что сейчас нуждается в совершенствовании?

— Изменения технологического уклада, процессы, касающиеся геополитического устройства, социально-экономические особенности приводят к трансформации общества, что влечет необходимость совершенствования правового регулирования в государстве. При этом Основной Закон должен являться базисом таких изменений. В нем закладываются основы регулирования правовой, политической и экономической систем государства. Следует помнить, что Конституция — это документ, который во многом определяет идеологическую основу жизнедеятельности общества, закрепляет права человека и гарантии их реализации, взаимные обязанности гражданина и государства, порядок формирования и функционирования органов власти. Положения Конституции в дальнейшем находят свое развитие в отраслевом законодательстве.

— Наша страна состоялась, и необходима новая юридическая база для дальнейшего движения вперед. Какой она должна быть?

— Кто бы мог подумать еще несколько лет назад, что так обострятся вопросы защиты частной жизни, информационной безопасности. Конечно, сегодня Конституция содержит все основные положения для обеспечения нормальной жизнедеятельности нашего государства. Но те же информационные атаки приобретают государственные масштабы. В развернувшемся глобальном противостоянии многие сторонники тех или иных интересов пытаются убедить в своей правоте любыми способами: искажением фактов, замалчиванием, распространением фейков, тем самым ­влияя на наличие собственного мнения, навязывая порой деструктивную точку зрения. В целях минимизации таких рисков должны существовать четкие механизмы, позволяющие эти проблемы быстро определять и запускать возможные варианты решений.

Особого внимания заслуживают вопросы безопасности в сферах эксплуатации объектов ядерной энергетики, регулирования радиационной безопасности. Крупнейший энергетический проект — ­БелАЭС — это переход страны на новый этап развития. С появлением этого объекта в Основном Законе предлагается прописать, что наше государство будет использовать атомную энергию только в мирных целях.

Также предлагается закрепить на конституционном уровне положение о создании условий для инновационного развития общества. На этой основе будут выстраиваться государственные программы. Еще одна идея корректировки Конституции связана с развитием человеческого ресурса, для чего представляется важным стимулировать не только физическое и духовное, но и интеллектуальное развитие молодежи.

Сейчас в ходе корректировки Конституции прорабатывается образ будущего Беларуси. Чтобы нашей стране в своем развитии не оказаться на вторых позициях, необходимо правильно и четко определить стратегический курс.

Поправки не терпят суеты

— Во время обсуждения возможных изменений в Основной Закон рассматривается тема Всебело­русского народного собрания. В чем уникальность этого института власти?

— При изучении вопроса по введению нового института представительной власти мы изучали наши национальные традиции и анализировали международный опыт. В ближайшем зарубежье есть отдельные элементы свое­образного народного вече, где по важным вопросам принимается коллективное решение, создаются условия для обмена перспективными идеями. Эта позиция близка и нам. Главная цель проведения Всебелорусского народного собрания одна: услышать каждого, объединить опыт людей, состоявшихся в различных сферах, — управленцев, ученых, представителей общественных объединений, студентов и т.д.

Всебелорусское народное собрание — это уникальный орган народовластия, созданный в Беларуси исходя из наших исторических реалий и общественных запросов. В проекте Конституции этот институт предлагается определить как высший представительный орган. Его решения будут формировать условия для развития стабильного и процветающего государства, где приоритетом становится слаженная совместная работа всех ветвей власти, консолидация общества.

— Процесс подготовки Конституции многоуровневый: комиссия, рабочая группа, рассмотрение Президентом, вынесение на обсуждение. Такая многоступенчатая система позволяет избежать ошибок?

— Несмотря на то что уже проведена масштабная работа, встречи и консультации экспертов продолжаются. Оформляются те предложения, которые прошли тщательную проработку и анализ. Окончательный вариант проекта Конституции будет вынесен на всенародный референдум. У нас сложилась традиция по основным вопросам советоваться с народом. В суверенной Беларуси трижды проводили референдумы — в 1995, 1996 и 2004 годах. Общественное обсуждение помогает провести своеобразную промежуточную диагностику проекта, который уже подготовлен: выделить определенные спорные моменты, выслушать предложения, дополнения. Естественно, что с учетом пожеланий общества проект может дорабатываться. Вместе с тем корректировка любого закона страны не терпит суеты. В итоге многогранная работа по конституционному строительству должна стать основой для консолидации нашего общества и заложить прочный правовой фундамент развития нашего государства на перспективу.


Заслон внешним угрозам

— Прошлый год показал, что нужно ценить стабильность и порядок. Новая Конституция должна помочь укрепить ценности, которые мы отстаиваем уже более четверти века, несмотря на давление и попытки сломать нас?

— Цель любых преобразований — обеспечить согласие в обществе. Внешнее воздействие будет всегда, однако на сильное государство эти вызовы не влияют кардинально. Основная цель разработки и принятия обновленной Конституции состоит как раз в том, чтобы наше государство и общество были надежно защищены от любых политических потрясений. Укрепляя наше единство, мы способны ответить на любые вызовы. Крепкие идеологические устои, эффективная экономика, грамотное международное сотрудничество — все это формирует понятный людям вектор развития нашей страны.

МНЕНИЯ


Григорий Василевич, заведующий кафедрой конституционного права юридического факультета БГУ:

— Речь идет о модернизации Основного Закона в плане совершенствования системы сдержек и противовесов. Считаю, что те изменения, которые подготовлены Конституционной комиссией, нацелены на дальнейший процесс демократизации нашей общественно-политической жизни, на укрепление прав и свобод граждан. Мы активно работаем над определением статуса Всебелорусского народного собрания. Это новый орган для нашей правовой действительности с точки зрения наделения его серьезными властными полномочиями. Практика проведения Всебелорусского народного собрания существует с 1996 года, но до сих пор решения этого форума имели совещательный характер. Сейчас идет речь о том, чтобы ВНС обладало важнейшими полномочиями по определению стратегии развития нашего государства и общества.


Вадим Гигин,  председатель правления республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество «Знание»:

— С моей точки зрения, самое важное — то, какую политическую систему мы закладываем в Конституцию. Наша страна остается президентской республикой, это очень важно. Но мы не должны упустить исторический шанс прекратить заниматься копированием чужого опыта. Скоро, 24 ноября, исполнится 25 лет со дня конституционного референдума 1996 года. Тот референдум сделал очень важный шаг: мы сами стали формировать постулаты своего Основного Закона. Потому что мы поняли: не следует копировать чью-то политическую систему! Ее надо создавать самим, опираясь на собственные традиции.

После августа 2020 года мы стали ликвидировать механизмы по манипулированию политическими настроениями наших граждан, заложенные и финансируемые извне. Но они, как болезнь, будут вновь и вновь появляться, если не вырвать принципиальный стержень их появления. Поэтому мы должны сделать принципиальный выбор и понять: мы эту Конституцию пишем для себя. И пишем ее, опираясь на собственные политические традиции и собственный опыт. При этом белорусская модель более искренняя и правдивая, чем западная модель демократии, представляющая собой систему обмана.

hilkok@sb.by   
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter