Какое будущее сулит нам развитие нейросетей?

Веха эпохи

В начале ХIХ века британские рабочие начали громить фабрики, на которых внедрялись новые станки. Делали они это из опасений, что станки отнимут у них работу, потому как с производственными задачами станки справлялись намного лучше людей. Погромщиков начали называть луддитами, а само движение луддизмом. Впоследствии это название стало применяться в отношении людей, борющихся против внедрения новых технологий. Чуть позже были опасения, что появление фотографии убьет изобразительное искусство. Пророчили, что телефон уничтожит личное общение, а телевидение сделает ненужным театр. Но каждый раз эти опасения оказывались напрасными, а изобретения способствовали качественному скачку нашей цивилизации. Казалось бы, пора уже понять тенденцию, но недавно художники в лучших традициях луддизма ополчились на нейросети. Не на все, а только на те, которые умеют генерировать изображения. Ну, давайте разбираться, что там произошло и стоим ли мы на пороге новой эпохи, несущей нам не менее масштабные изменения, чем все перечисленные выше изобретения.

Немного конкретики

Говорить мы будем не обо всех нейросетях, их для этого слишком много, а лишь об одной из тех, на которые ополчились художники и дизайнеры, а именно Stable Diffusion. Сразу оговорюсь: все те понятия, которые я использую далее, вроде «видит», «понимает», «рисует» и т.д., не более чем языковая условность. Чтобы корректно объяснить, что такое нейросеть и как она работает, потребуется книжка с математическими формулами толщиной примерно три сантиметра, а некоего эквивалентного перевода используемых понятий на доступный подавляющему большинству язык попросту не существует. Посему скажу несколько футуристично-романтически: нейросеть дает возможность получить снимки воспоминаний электронной модели мозга о неких объектах или событиях. Большинство подобных сетей, которыми может воспользоваться человек без специального образования, являются коммерческими и доступны для ограниченного либо платного использования, однако именно рассматриваемая нами — полностью свободна для распространения и использования. Любой желающий, имеющий достаточно мощный компьютер, может установить необходимое ПО и использовать по собственному усмотрению. Из минусов — компьютер нужен действительно мощный (особенно видеокарта). Из плюсов — можно отключить отопление, потому как при использовании нейросети даже зимой окна в комнате приходится открывать.

Как это работает

Работать нейросеть может по-разному, но самый простой способ — написать, что ты хочешь увидеть, каким оно должно быть, какие там должны быть детали, освещение, стилистика, и получить желаемое.  
Принцип предельно прост. Нейросеть видела около четырех миллиардов изображений, которые привязаны к различным понятиям. Получив ваш запрос, она просто вспоминает, что именно соответствует словам, которые вы ввели, и, немного подумав, выдает результат. Звучит просто, но за этим стоят невероятно сложные вычисления. 
И для понимания: все иллюстрации к этому материалу я создал с помощью той самой нейросети, на каждый рисунок ушло около 45 секунд плюс время набора запроса. Получается, конечно, не то, что вы представляли, как в случае собственноручного рисования. Вы получаете представление нейросети об описанном объекте. Но и тут результат можно значительно приблизить к желаемому.


Нейросеть способна не только генерировать изображения, но и понимать уже готовые, отталкиваясь от них с учетом ваших пожеланий. То есть можно самостоятельно нарисовать некую композицию в стиле «палка, палка, огуречик» и на ее основе попросить сделать фотореалистичный рисунок. Если что-то не получается, можно уточнить, что именно сеть видит на рисунке, и скорректировать понятия. Обычно она определяет нарисованное весьма точно. Ну а если не нужна фотореалистичность, можно попросить стиль любого относительно известного художника или дизайнера, практически всех их нейросеть знает. В случае необходимости можно даже работать лишь с частью стороннего или уже сгенерированного изображения, изменяя его по вашим требованиям. Вообще, возможности и результаты поражают воображение, ничего подобного мы еще не знали. И нельзя не отметить, что работа с такой нейросетью ближе к некоему «шаманству», чем к привычному взаимодействию с компьютером.


А теперь самое интересное. Сеть не статична, она может обучаться и дальше. Вернее, вы можете ее дообучить чему угодно, хотя процесс это предельно ресурсоемкий. Надо лишь взять несколько десятков собственных фотографий с разных ракурсов и показать их сети, связав с вашим именем. После этого сможете просить нарисовать себя летящим на драконе или в кабине космического ко­рабля. Ну или в обнимку с известной кинозвездой в постельной сцене, тут уж на что фантазии хватит. К слову, об этом…

Вопросы этики

Нейросеть не знает, что красиво, а что уродливо. Что этично, а что недопустимо. Что законно, а что незаконно. Она не знает вообще ничего, это всего лишь очень сложный калькулятор для генерации образов. Все, что она может, так это сопоставлять образы с понятиями. И если в коммерческих системах есть некие предохранители, ограничивающие свободу использования, просто по той причине, что компании опасаются исков на еще не отрегулированном законодательством поприще, то в нашем случае ограничений нет вообще никаких.  


Как это всегда бывает с принципиально новыми технологиями, какое-то время они будут находиться в серой зоне. Что накладывает на пользователей необходимость оглядываться на действующее законодательство и морально-этические нормы.
Вот смотрите, с помощью этого инструмента можно создать предельно реалистичные изображения обнаженной натуры. И встает резонный вопрос: будут ли такие изображения считаться порнографией и подпадает ли их генерация под действие уголовного законодательства? По крайней мере, правоприменительной практики по этому вопросу пока не существует. И это всего лишь один из примеров. 

Да, какие-то возможности этих технологий однозначно будут использоваться в незаконной деятельности. Но джинн из бутылки уже вылез, обратно загнать его не получится. Остается только принять тот факт, что мир изменился, просто мы еще не успели это заметить.  
Разница между условным фотошопом и нейросетью примерно как между театром и телевидением. Надо как-то к этому привыкать и начинать законодательно регулировать правила пользования подобными инструментами.

А что же художники?

Вернемся к творческим людям, протестующим против внедрения подобных технологий (и под протестами я сейчас подразумеваю не просто возмущение, а создание целых общественных движений, борющихся за запрет таких инструментов). Сейчас уже подано несколько очень спорных судебных исков от художников и владельцев авторских прав, которые считают, что их работы нейросетям для обучения показывали незаконно и способность нейросетей воспроизводить их стилистику нарушает их права.


Люди опасаются, что распространение нейросетей может выбить из профессии многих художников и обесценить их труд. Точно так, как британские рабочие опасались, что станки лишат их работы. 
Но как мы уже знаем, станки лишь увеличили производительность труда и значительно его облегчили, хотя люди, выполнявшие черновую и неквалифицированную работу, из профессии действительно ушли. Вот и сейчас творческое сообщество начало сплачиваться под лозунгом «Нет искусственному интеллекту», даже некоторые сервисы подключились к борьбе и запретили публиковать работы, созданные искусственным интеллектом. Хотя к интеллекту это все вообще никакого отношения не имеет. Интеллект предполагает возможность решения нестандартных задач нестандартными методами, а нейросети решают только стандартные задачи, для которых и были созданы.


Так смогут ли нейросети заменить настоящих художников? Нет, пока не смогут... Нейросеть по определению не способна что-то вообразить. Она не может сама себе поставить задачу и ее реализовать, а художник может. Да, с помощью нейросети можно создавать изображения на заданную тематику и существенно их корректировать, но это всего лишь инструмент. Однако подобный инструмент является замечательными костылями для людей, которые не умеют рисовать, но нуждаются в уникальных тематических изображениях. Я, например, уже четыре месяца оформляю свой скромный телеграм-канал «Людажоры» с помощью нейросети. Даже не так давно с помощью нейросети визуализировал статьи УК РБ, нарушение которых является основанием для прекращения гражданства беглым преступникам. От результата в полном восторге. Ведь если у тебя нет художника, найти подходящее изображение иногда сложнее, чем написать текст. Да и время экономится существенно.


Естественно, рамки профессии теперь несколько сузятся, черновую работу нейросети выполнять вполне способны. К примеру, наполнить некую выдуманную картинную галерею для фильма или игры несуществующими произведениями искусства можно буквально за пару часов, тогда как для человека это задача на несколько месяцев.  
Нейросети очень облегчат жизнь мелким блогерам, небольшим изданиям, маленьким игровым студиям. Это замечательный костыль, на который могут опереться нуждающиеся, но настоящих художников заменить они не смогут. 
Хотя порог для входа в профессию, безусловно, повысят. Все будет примерно так, как было с появлением фотографии.

Является ли появление нейросетей революционным достижением, которое повлияет на все человечество? Безусловно, да. Будущее, как всегда, наступило незаметно.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter