100 лет системе органов по труду и соцзащите. Экс-руководители двух профильных министерств — о том, как все начиналось

Век в заботах

Без малого 100 лет назад, а именно 5 января 1919 года, постановлением Временного рабоче-крестьянского правительства Белоруссии был образован Комиссариат социального обеспечения, на который возлагалась задача «общего руководства в решении социальных вопросов». В том же году был образован и Комиссариат труда. Именно с появления этих организаций берет отсчет история современного Минтруда и соцзащиты. С середины 1990-х годов в стране начала формироваться национальная законодательно-нормативная база, регламентирующая права и гарантии пожилых людей, инвалидов и семей, воспитывающих детей. Стали появляться и развиваться новые формы социального обслуживания населения. Государство обратило самое пристальное внимание на проблемы охраны труда, занятости, развития системы заработной платы, демографической ситуации, государственной поддержки материнства и детства. И вот одна из самых значимых реформ — в 1994 году Госкомитет по труду и соцзащите населения преобразован в Министерство труда, а Министерство социального обеспечения — в Министерство социальной защиты. Корреспондент «Р» встретилась с экс-министрами этих ведомств, чтобы вспомнить, как все начиналось.

Решение проблем охраны труда, занятости, развития системы заработной платы — одни из приоритетных задач государства.
Фото Сергея ЛОЗЮКА

«Мы двигались в верном направлении»

Ольга Даргель проработала в системе социального обеспечения 17 лет. С этой сферой она познакомилась еще в 1984 году, когда ее назначили заместителем председателя Минского облисполкома. А спустя девять лет депутаты Верховного Совета почти единогласно утвердили Ольгу Брониславовну министром социальной защиты.

— Встретили меня там не с распростертыми объятиями. Все внимательно слушали, что я скажу, но ничего не делали — саботировали. Думали, системы не знаю, — вспоминает Ольга Даргель о первых шагах на новой работе. — А как раз в 1993 году ввели новый Закон о пенсионном обеспечении. Документ был непростой. Но когда к тебе подходят люди и задают вопросы об этом законе, быстро разберешься! Я всегда считала, что если помогу хоть одному человеку, то уже состоялась в профессии.
1995 год. Ольга Даргель выступает на заседании комиссии по социальным вопросам ООН.
ФОТО ИЗ АРХИВА ОЛЬГИ ДАРГЕЛЬ

В 1994 году прошли первые в истории суверенной Беларуси президентские выборы. Александр Лукашенко утвердил Ольгу Даргель министром нового состава Правительства одной из первых. Фонд социальной защиты подчинили министерству, один из комитетов в Совете Министров тоже отошел в состав ее министерства. 

— У нас трудились толковые и перспективные девчата, — улыбаясь, говорит экс-министр. — Мы заново создали законодательную базу — об инвалидах, их реабилитации, о ветеранах, программу «Дети Беларуси», о пожилых людях, о социальном положении женщин. Решали текущие вопросы и работали на перспективу. В чем она? Были разработаны концепции о реформировании пенсионной системы, об адресной помощи.

Много появилось в ту пору и новых форм обслуживания.

— Соцработники не в состоянии охватить всех нуждающихся пенсионеров. Мы начали создавать мини-дома-интернаты. Сейчас они называются чуть иначе — домами сезонного проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, — поясняет Ольга Брониславовна. — Пенсионерам выделялись на зиму помещения, они сами себя обслуживали, а весной разъезжались по своим домам. В районных больницах, которые зимой не сильно загружены, открывались палаты сестринского ухода, где пожилые люди могли подлечиться.

Концепцию адресной социальной помощи отрабатывали на базе Дзержинского района. В Молодечно, Пуховичах, Первомайском и Ленинском районах Минска появились первые социальные территориальные центры. Теперь ими никого не удивишь — они работают во всех районах страны.

— Значит, мы двигались в верном направлении, — добавляет собеседница. — Своим коллегам я всегда говорила: трудитесь так, чтобы вам было приятно и на работу идти, и с работы домой. Чтобы везде был порядок. А к тем, кто к вам обращается за помощью, относитесь как к маме, папе, бабушке или дедушке.

Кстати, именно с подачи Ольги Брониславовны 5 января сделали Днем работника социальной защиты.

— Мы написали письмо Президенту, и он нас поддержал. Когда в 1999 году готовились отметить 80-летие системы соцзащиты, художник Михаил Савицкий вместе с сыном Андреем создали эмблему нашего министерства. На ней был изображен ангел-хранитель. Потом на коллегии решили поощрить отличников соцзащиты. Для этого заказали специальные значки с эмблемой.

Были и приятные бонусы — такие работники при выходе на пенсию получали льготы для отдыха в санаториях. Во время работы Ольги Даргель их было построено аж три — «Ясельда», «Белая Вежа» и «Вяжути»:

— А еще мы построили протезно-ортопедический и детский реабилитационный центры. Не каждое министерство может похвастаться такими результатами работы, — с гордостью говорит Ольга Брониславовна.

«Тогда и появилась базовая величина»

Иван Лях возглавил Министерство труда в 1996 году и проработал там пять лет. Характеризует это время как непростое, но интересное.

— С трудовой проблематикой мне довелось ближе познакомиться, когда я работал некоторое время в отделе производительности труда Института экономики Национальной академии наук, — говорит Иван Алексеевич. — А затем вопросами экономики, в том числе труда и заработной платы, вплотную пришлось заниматься, будучи главным экономистом на Минском механическом заводе имени Вавилова, заместителем генерального директора по экономическим вопросам БелОМО. Позже создавал с нуля и четыре года возглавлял антимонопольный комитет, который потом перерос в Министерство по антимонопольной политике. То есть определенный управленческий опыт у меня имелся.

Иван Лях с теплотой вспоминает своих коллег по Министерству труда.
Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

В структуру Минтруда в то время входили комитет государственной инспекции труда, комитет по занятости и комитет по миграции. Руководить помогали пять заместителей. 

— Комитеты находились в стадии формирования, и все они располагались территориально в разных частях Минска, — вспоминает собеседник. — В течение года-двух удалось всех собрать под одной крышей, в здании, где по сей день размещается Минтруда и соцзащиты. Работать и взаимодействовать стало проще.

Здесь же находился и Научно-исследовательский институт труда, подведомственный министерству.

— Социально-трудовая сфера — дело непростое и тонкое, потому что так или иначе затрагивает интересы каждого человека, каждой семьи, — рассуждает Иван Лях. — Тогда безработица была намного выше нынешней, зарплаты низкие. Государственные предприятия обретали большую самостоятельность, росло число субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности. Жизнь требовала упорядочения системы оплаты труда на предприятиях, обеспечения его безопасности, единого подхода в вопросах регламентации и нормирования труда. Этими проблемами, а также постоянным совершенствованием системы оплаты труда в бюджетной сфере приходилось много и серьезно заниматься.

Большое внимание уделялось разработке и формированию социальных нормативов: минимального потребительского бюджета, бюджета прожиточного минимума, минимальной зарплаты, меньше которой ни один наниматель не имеет права платить. Как раз в то время готовился и пробивал себе дорогу в жизнь новый норматив — базовая величина. Раньше как: штрафы, социальные пособия определялись на основе минимальной зарплаты. Потом поняли, что это вызывает определенные сложности, ведь минимальную зарплату надо было постоянно поднимать. Тогда и появилась базовая величина — понятие, которым сейчас часто оперируют. Словом, пришлось все время следовать за жизнью и совершенствовать, привносить много нового в нормативно-правовую базу. 

Помимо этого, уже при Иване Алексеевиче прорабатывались вопросы объединения двух министерств — труда и социальной защиты. 

— Тенденция оптимизации госаппарата была всегда, — поясняет экс-министр труда. — Прежде чем задумать такое объединение, мы детально изучали опыт других стран. И я был убежден, что это нужно сделать. Да и жизнь показала — решение правильное: расходы на содержание одного министерства вместо двух существенно меньше.

Сейчас, будучи на пенсии, Иван Лях с теплотой вспоминает своих коллег по Министерству труда. С некоторыми он встречается и общается по сей день. Его бывшие сотрудники Александр Румак и Игорь Старовойтов ныне заместители министра труда и социальной защиты Ирины Костевич.

statkevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter