10 декабря исполнится 100 лет со дня рождения заслуженного тренера СССР по хоккею Анатолия Владимировича Тарасова

Век Тарасова

В далеком уже 1987-м году издательство “Физкультура и спорт” выпустило книгу А. Тарасова под названием “Настоящие мужчины хоккея”. Сегодня, накануне отмечаемого 10 декабря 100-летия одного из самых известных хоккейных тренеров, я снимаю ее с полки и начинаю читать.

ЦДКА — чемпион СССР 1948 г.

“Люблю общаться с мальчишками из “Золотой шайбы” — более благодарной аудитории, когда речь идет о хоккее, найти трудно. Но однажды, назвав в качестве примера, образца для подражания легендарного хоккеиста — одного из первооткрывателей нашего прекрасного вида спорта, я увидел в глазах мальчишек недоумение. Оказалось, что они только фамилию этого игрока слышали, да и то не все”.

В старых книгах скрыто много тайн. Вот и за таким зачином Анатолия Владимировича Тарасова сегодня легко читается вопрос: а знаем ли мы все о нем самом? И сколь быстро и легко можно отделить в уже известном суть от вымысла, открытия от заблуждений, фантастику от реальности?

Проще всего сказать, что Тарасов для советского хоккея был всем. Однако это будет и правдой, и неправдой одновременно. Возьмем для примера известный факт: с 1963-го по Олимпиаду-1972 сборная СССР в течение десяти сезонов подряд не проиграла ни одного крупного международного турнира. Сегодня вы легко найдете упоминание, что руководил той командой тренер московского ЦСКА Анатолий Тарасов. Но не один, а в тандеме с тренером московского “Динамо” Аркадием Чернышевым.

До этого, что весьма показательно, они работали в советской сборной порознь и результаты в истории зафиксированы отнюдь не в пользу Тарасова: за четыре года, что Чернышев возглавлял сборную (1954—1957), команда выиграла два чемпионата мира и Олимпиаду. И только в 1957 году стала второй на проводившемся в Москве первенстве мира, не проиграв ни одного матча, но сделав две ничьи с чехами и шведами. Три следующих сезона старшим был Тарасов: два серебра на чемпионатах мира и олимпийская бронза 1960-го в Скво-Вэлли. В 1961 году сборную на чемпионат мира в Швейцарию вновь повез Чернышев — итог: всего лишь третье место...

А вот чего у Анатолия Владимировича не отнять, так это умения выстраивать отношения с журналистами. Доведись ему жить в наше время, уверен, он оказался бы кем-то вроде Особенного — и его цитаты становились такой же находкой для журналистов, как у Моуринью. Впрочем, о Тарасове можно сказать больше: он цитировал себя сам. Он писал отчеты о матчах в “Советский спорт”, он едва ли не первым догадался пустить журналистов в раздевалку, в отличие от молчуна Чернышева он давал интервью иностранным журналистам, ничуть не чураясь незнания языков. Позже из этого информационного прорыва вырастут книги, которые закрепят за Тарасовым негласное звание “архитектора советского хоккея”. 

Легендарная сборная СССР под руководством А. Тарасова.

Книгу “Настоящие мужчины хоккея” украшает фотография ставшей чемпионом СССР 1948 года команды ЦДКА, с которой на нас смотрит 30-летний играющий тренер команды А.В. Тарасов (третий справа) в компании В. Никанорова, Г. Мкртычана, М. Орехова, Е. Бабича, В. Боброва и В. Веневцева. Вот, мол, они отцы-основатели советского хоккея. И нет в книге ни слова ни про первого тренера команды ЦДКА Павла Короткова, который с 1946 по 1958 год был председателем Секции хоккея при Всесоюзном Комитете по делам физкультуры и спорта. Ни про Владимира Егорова, который вот уж точно был отцом-основателем знаменитой команды “Крылья Советов” и входил в тренерский штаб Чернышева на Олимпиаде-1956. Хоккей, как будто бы, начался только с армейского клуба, с опекаемой Василием Сталиным команды ВВС, где рядом с Бобровым играл брат Тарасова Юрий, который погиб вместе со многими партнерами по команде в авиакатастрофе в Свердловске.

Конечно, Тарасов — это научный подход к тренировкам, но это и жесткость на грани безумия. Систему Тарасова выдерживали немногие, но без нее, безусловно, не было бы бесконечных победных серий ЦСКА. 

Тарасов — это крутой нрав, это характер. Когда на глазах генсека Брежнева он увел со льда ЦСКА в решающем матче против “Спартака”, то был лишен звания “Заслуженный тренер СССР”. Но пройдет всего несколько месяцев, и власть сменит гнев на милость: звание наставнику вернут.

Тарасов — это, конечно, и суперсерия 1972 года, которая обошлась без него. В результате сегодня в фильме “Легенда № 17” мы следим за любопытным воплощением роли тренера в исполнении Олега Меньшикова, а заодно загибаем пальцы, сколько еще новых легенд о “красной машине” изложат современные сценаристы. 

Анатолий Тарасов — еще и обязательно дочь Татьяна, которую он воспитывал как мальчишку, а она впоследствии стала сперва замечательной фигуристкой, а потом и выдающимся тренером. А еще Тарасов — это, вы не поверите, футбол. До Великой Отечественной и сразу после нее многие спортсмены успешно совмещали футбол с хоккеем — вначале с мячом, потом с шайбой. История не дает соврать: великий соперник и помощник Тарасова Аркадий Чернышев свою футбольную карьеру завершил в минском “Динамо”. А сам Анатолий Владимирович играл в футбол за “Динамо” одесское, “Крылья Советов”, ЦДКА. В 1975 году уже после отставки со всех хоккейных постов он неожиданно для многих возглавил футбольную команду московского ЦСКА. И сегодня, накануне столетия, уже появились публикации, рассказывающие, как Тарасов начал с головы, то есть с тренерского состава: каждый помощник главного тренера для начала обязан был являться в клуб к 6 утра. И через месяц маршал Гречко получил первый доклад: “Тренерский состав к тяжелой работе готов! Проверен! Может (и будет!) работать по 16 часов в сутки!”. Игроки каждую тренировку играли в футбол со штангой на плечах, и это было не самым сложным упражнением. Практиковалось также знаменитое тарасовское “Бей канадца” (когда разбежавшись, спортсмен должен был ударить плечом дерево) и много другого интересного. Тарасов, который во все времена признавал только атакующий хоккей, перенес свои тактические разработки со льда на футбольное поле: он просто-напросто запретил игрокам отдавать пас назад. Только вперед! Но футбольный ЦСКА застрял в турнирной таблице. 13-е место, занятое командой в чемпионате, не позволило Анатолию Владимировичу задержаться и в футболе... 

Те, кто сегодня утверждает, что в СССР было исключительно сладко, пусть попробуют объяснить, почему великий Тарасов был списан на пенсию не по возрасту рано — в 57 лет. В утешение ему остался лишь пост председателя клуба “Золотая шайба”, который он сам же и создал и в котором проработал до распада Советского Союза. 

Судя по тому, сколь высокопарно в наши дни пишут о “веке Тарасова”, ему жить бы да жить, но в 1995 году его жизнь оборвалась трагически нелепо (он пошел сдавать анализы, а ему занесли инфекцию), оставив после себя лишь эпитафии да вот такие признания: “Всякое бывало в моей тренерской жизни. И плохое, когда казалось, что профессию я выбрал неблагодарную, тоже. Но если бы я мог начать все с начала, то повторил бы свой путь”...

СКАЗАНО

— Мы встретили новый хоккей в штыки, пока нам не объяснили, в чем дело. Сначала нам просто приказали играть в этот новый хоккей, а потом сказали: “Да вы что, товарищи? Это олимпийский вид спорта! Этим спортом можно прославить всю страну. Тогда всё и началось.

А.В. Тарасов

gord@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter