ВЕК невинности

Мир узнал об их существовании не так давно - в 1930-х годах американский ученый Джозеф Рок, сбежавший от благ цивилизации в отдаленный уголок Китая, рассказал об удивительных женщинах с озера Лугу.
Мир узнал об их существовании не так давно - в 1930-х годах американский ученый Джозеф Рок, сбежавший от благ цивилизации в отдаленный уголок Китая, рассказал об удивительных женщинах с озера Лугу. Рок, проживший в южной китайской провинции Юньнань с 1922 по 1947 годы, назвал те места "последним оставшимся на Земле раем". Этот край и сегодня остается таким - во многом благодаря своей труднодоступности: озеро Лугу расположено на высоте 2.685 метров на границе между провинциями Сычуань и Юньнань.

Прочитав заметки Рока в журнале "National Geographic", американский писатель Хилтон в 1933 году написал роман "Потерянный горизонт". Покоренный красивой легендой Голливуд немедленно выпустил фильм, заглавная песня которого - "Прекрасная Шангри-Ла" - вмиг стала популярной. Шангри-Ла - земля, где красивые и сильные люди живут в гармонии с природой и собой, столетиями оставаясь молодыми. Земной рай, недостижимая мечта. Или только для нас она недостижима?

Тысячелетиями живущие на берегах озера Лугу люди народности мосо проповедуют законы матриархата - и стремительный XX век ничего в этом не изменил. Мосо живут кланами - по 20 - 30 человек, два-три поколения под одной крышей. Фамилий нет, все представители одного клана называют себя по имени матриарха - "Мать-тигрица" или "Цветочная мать", например. Дети остаются в семье матери навсегда, девочки не выходят замуж, мальчики не женятся. Брак как таковой вообще отсутствует - никаких обязательств на всю жизнь: есть любовь - будем рожать детей, любовь ушла - будем рожать детей с другой любовью. Это называется "цзоухунь" - приходящий брак. В отличие от набирающего у нас популярность гражданского брака, традиции народа мосо без малого 1.600 лет, и она оказалась на удивление жизнеспособной.

Каждый вечер молодежь мосо собирается вокруг костра - электричество в этом отдаленном уголке далеко не везде есть, да и костер, согласитесь, гораздо романтичнее. Поют песни, танцуют и, конечно, мечтают о большой и светлой любви. Если в какой-то миг юноше или девушке показалось, что любовь - вот она, в этом же кругу танцующих, то в ход идут веками отработанные специальные движения глазами и руками: вторая сторона без лишних слов увидит это объяснение в любви. А увидев, сама решит, принять или нет это признание-предложение.

Предаться своему чувству влюбленные могут совершенно свободно: мужчина приходит ночью в дом возлюбленной, а утром покидает ее и возвращается в дом матери. Современность, конечно, вносит в этот обычай свои коррективы: раньше улицы местных деревень наполнялись конским ржанием и топотом, а сегодня ночь раскалывает рев мотоциклов - мужчины мосо любят достижения прогресса. Конечно, если женщины не возражают.

Но вернемся к молодым влюбленным. Пара никогда не создает официальную семью, никогда не живет вместе при дневном свете. А ведь многие хранят верность друг другу всю жизнь и имеют несколько совместных детей! Кроме того, у пары мосо никогда не бывает общей собственности или "совместно нажитого имущества" - все "движимое и недвижимое" принадлежит женщинам. И если представительнице мосо случится забеременеть, то все надеются, что родится девочка - в отличие от остального Китая, слабому полу здесь рады больше. Хотя насчет "слабости" своего пола женщины мосо, конечно, могут серьезно и аргументированно поспорить.

Ребенок растет в материнской семье, и единственное получаемое им мужское внимание - со стороны братьев матери. Очень часто дети не знают, кто их отец, - в соответствии с традициями мосо это не столь важно. Спрашивать об этом не принято, а чужакам со стороны - и вовсе неприлично. Так что увидите на берегу Лугу малыша, не задавайте ему вопроса: "А где твой папа?" Зачем ему папа?

Поскольку официального брака не существует, расстаются без сожалений - или прежняя любовь прошла, или новая нагрянула. Говорят, что разлуки переживаются легко, а вернее, не переживаются вовсе - свободная жизнь, свободная любовь, никаких обязательств.

Жители остального Китая людям мосо завидуют: мол, очень они красивые. А я думаю, что это легко объяснимо: душевное равновесие, никаких личных трагедий, никакой несчастной любви, вся жизнь проста и понятна. Хотя легкой эту жизнь никак не назовешь, для ее описания больше всего подходят слова "бедность" и "трудности". Но свобода выбора делает людей счастливыми.

Антропологи утверждают, что общество на берегу озера Лугу - уникально и ни с каким другим на нашей планете не сравнится. Ученые говорят, что мосо давно покончили (если вообще когда-либо знали) с такими проблемами, как убийство, грабеж, изнасилование, - основными бичами современного общества. В их языке просто нет слов, обозначающих эти явления. А раз нет слова, значит, и явление не существует. Выживет ли уникальная культура мосо в наступившем веке?

То, что улучшает материальные условия их существования, несет в себе и серьезную угрозу. В прошлом году озеро Лугу посетили 60 тысяч туристов. Для Китая с его миллионными туристическими оборотами это, конечно, не цифра. Но, принимая во внимание численность мосо - 15 тысяч человек (за 40 лет их стало всего на тысячу больше), цифра эта огромная.

Самый продаваемый туристический продукт, как несложно догадаться, - тот самый цзоухунь, приходящий брак, знаменитый теперь на всю Поднебесную. Неудивительно поэтому, что большинство приезжающих сюда - мужчины, которым даже в голову не приходит, что традиция эта практикуется только внутри общины мосо. По крайней мере, так было до самого недавнего времени. Теперь - меняется. И девушки мосо, подрабатывающие цзоухунем в караоке-барах соседних с озером Лугу территорий, - уже не редкость.

А еще мосо научились завидовать: некоторые кланы зарабатывают на туристах больше, чем другие, отсюда и разный уровень материальных благ. Грустно.

Я пока не добралась до озера Лугу, хотя довелось побывать недалеко от него. По китайским меркам "недалеко" - это в 10 часах езды на автобусе. Но встретиться с мосо и поговорить удалось дважды - сначала в столице провинции Юньнань Куньмине, а потом в Шеньчжэне. Открытая улыбка, прямой взгляд - кажется, они даже не знают о своей уникальности. Да и откуда им знать? С точки зрения мосо, это мы живем странно - ограничиваем себя рамками брака, страдаем от несчастной любви, тяжело переживаем расставания. Да и боги совсем не те - что у нас, непонятных и некрасивых иностранцев, что у более знакомых ханьцев, соседей по общекитайскому дому. Сами мосо поклоняются богине Гему, называя ее "Мать Озеро" и "Мать Гора". Когда-то она пожертвовала жизнью, чтобы спасти своих детей. Гему была очень красивой, и многие боги-мужчины были в нее влюблены. Но тот, которому она ответила взаимностью, мог встречаться с ней лишь раз в год и покидал свою возлюбленную всегда на рассвете. Так вполне невинно мосо объясняют появление традиции цзоухунь.

...Красивые люди, красивые легенды. Как долго еще продлится этот век невинности?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter