Мир узнал об их существовании не так давно - в 1930-х годах американский ученый Джозеф Рок, сбежавший от благ цивилизации в отдаленный уголок Китая, рассказал об удивительных женщинах с озера Лугу. Рок, проживший в южной китайской провинции Юньнань с 1922 по 1947 годы, назвал те места "последним оставшимся на Земле раем". Этот край и сегодня остается таким - во многом благодаря своей труднодоступности: озеро Лугу расположено на высоте 2.685 метров на границе между провинциями Сычуань и Юньнань.
Прочитав заметки Рока в журнале "National Geographic", американский писатель Хилтон в 1933 году написал роман "Потерянный горизонт". Покоренный красивой легендой Голливуд немедленно выпустил фильм, заглавная песня которого - "Прекрасная Шангри-Ла" - вмиг стала популярной. Шангри-Ла - земля, где красивые и сильные люди живут в гармонии с природой и собой, столетиями оставаясь молодыми. Земной рай, недостижимая мечта. Или только для нас она недостижима?
Тысячелетиями живущие на берегах озера Лугу люди народности мосо проповедуют законы матриархата - и стремительный XX век ничего в этом не изменил. Мосо живут кланами - по 20 - 30 человек, два-три поколения под одной крышей. Фамилий нет, все представители одного клана называют себя по имени матриарха - "Мать-тигрица" или "Цветочная мать", например. Дети остаются в семье матери навсегда, девочки не выходят замуж, мальчики не женятся. Брак как таковой вообще отсутствует - никаких обязательств на всю жизнь: есть любовь - будем рожать детей, любовь ушла - будем рожать детей с другой любовью. Это называется "цзоухунь" - приходящий брак. В отличие от набирающего у нас популярность гражданского брака, традиции народа мосо без малого 1.600 лет, и она оказалась на удивление жизнеспособной.
Каждый вечер молодежь мосо собирается вокруг костра - электричество в этом отдаленном уголке далеко не везде есть, да и костер, согласитесь, гораздо романтичнее. Поют песни, танцуют и, конечно, мечтают о большой и светлой любви. Если в какой-то миг юноше или девушке показалось, что любовь - вот она, в этом же кругу танцующих, то в ход идут веками отработанные специальные движения глазами и руками: вторая сторона без лишних слов увидит это объяснение в любви. А увидев, сама решит, принять или нет это признание-предложение.
Предаться своему чувству влюбленные могут совершенно свободно: мужчина приходит ночью в дом возлюбленной, а утром покидает ее и возвращается в дом матери. Современность, конечно, вносит в этот обычай свои коррективы: раньше улицы местных деревень наполнялись конским ржанием и топотом, а сегодня ночь раскалывает рев мотоциклов - мужчины мосо любят достижения прогресса. Конечно, если женщины не возражают.
Но вернемся к молодым влюбленным. Пара никогда не создает официальную семью, никогда не живет вместе при дневном свете. А ведь многие хранят верность друг другу всю жизнь и имеют несколько совместных детей! Кроме того, у пары мосо никогда не бывает общей собственности или "совместно нажитого имущества" - все "движимое и недвижимое" принадлежит женщинам. И если представительнице мосо случится забеременеть, то все надеются, что родится девочка - в отличие от остального Китая, слабому полу здесь рады больше. Хотя насчет "слабости" своего пола женщины мосо, конечно, могут серьезно и аргументированно поспорить.
Ребенок растет в материнской семье, и единственное получаемое им мужское внимание - со стороны братьев матери. Очень часто дети не знают, кто их отец, - в соответствии с традициями мосо это не столь важно. Спрашивать об этом не принято, а чужакам со стороны - и вовсе неприлично. Так что увидите на берегу Лугу малыша, не задавайте ему вопроса: "А где твой папа?" Зачем ему папа?
Поскольку официального брака не существует, расстаются без сожалений - или прежняя любовь прошла, или новая нагрянула. Говорят, что разлуки переживаются легко, а вернее, не переживаются вовсе - свободная жизнь, свободная любовь, никаких обязательств.
Жители остального Китая людям мосо завидуют: мол, очень они красивые. А я думаю, что это легко объяснимо: душевное равновесие, никаких личных трагедий, никакой несчастной любви, вся жизнь проста и понятна. Хотя легкой эту жизнь никак не назовешь, для ее описания больше всего подходят слова "бедность" и "трудности". Но свобода выбора делает людей счастливыми.
Антропологи утверждают, что общество на берегу озера Лугу - уникально и ни с каким другим на нашей планете не сравнится. Ученые говорят, что мосо давно покончили (если вообще когда-либо знали) с такими проблемами, как убийство, грабеж, изнасилование, - основными бичами современного общества. В их языке просто нет слов, обозначающих эти явления. А раз нет слова, значит, и явление не существует. Выживет ли уникальная культура мосо в наступившем веке?
То, что улучшает материальные условия их существования, несет в себе и серьезную угрозу. В прошлом году озеро Лугу посетили 60 тысяч туристов. Для Китая с его миллионными туристическими оборотами это, конечно, не цифра. Но, принимая во внимание численность мосо - 15 тысяч человек (за 40 лет их стало всего на тысячу больше), цифра эта огромная.
Самый продаваемый туристический продукт, как несложно догадаться, - тот самый цзоухунь, приходящий брак, знаменитый теперь на всю Поднебесную. Неудивительно поэтому, что большинство приезжающих сюда - мужчины, которым даже в голову не приходит, что традиция эта практикуется только внутри общины мосо. По крайней мере, так было до самого недавнего времени. Теперь - меняется. И девушки мосо, подрабатывающие цзоухунем в караоке-барах соседних с озером Лугу территорий, - уже не редкость.
А еще мосо научились завидовать: некоторые кланы зарабатывают на туристах больше, чем другие, отсюда и разный уровень материальных благ. Грустно.
Я пока не добралась до озера Лугу, хотя довелось побывать недалеко от него. По китайским меркам "недалеко" - это в 10 часах езды на автобусе. Но встретиться с мосо и поговорить удалось дважды - сначала в столице провинции Юньнань Куньмине, а потом в Шеньчжэне. Открытая улыбка, прямой взгляд - кажется, они даже не знают о своей уникальности. Да и откуда им знать? С точки зрения мосо, это мы живем странно - ограничиваем себя рамками брака, страдаем от несчастной любви, тяжело переживаем расставания. Да и боги совсем не те - что у нас, непонятных и некрасивых иностранцев, что у более знакомых ханьцев, соседей по общекитайскому дому. Сами мосо поклоняются богине Гему, называя ее "Мать Озеро" и "Мать Гора". Когда-то она пожертвовала жизнью, чтобы спасти своих детей. Гему была очень красивой, и многие боги-мужчины были в нее влюблены. Но тот, которому она ответила взаимностью, мог встречаться с ней лишь раз в год и покидал свою возлюбленную всегда на рассвете. Так вполне невинно мосо объясняют появление традиции цзоухунь.
...Красивые люди, красивые легенды. Как долго еще продлится этот век невинности?
ВЕК невинности
Мир узнал об их существовании не так давно - в 1930-х годах американский ученый Джозеф Рок, сбежавший от благ цивилизации в отдаленный уголок Китая, рассказал об удивительных женщинах с озера Лугу.