Век Михаила Дружины: «летающий певец» отметил бы в эти дни свой столетний юбилей

Знавшие его были убеждены, что столетний рубеж он возьмет с той же легкостью, с какой одолевал любые трудности в своей долгой и насыщенной событиями жизни. В 87 лет он еще пел Шляхтича в «Дикой охоте короля Стаха», Собакина в «Царской невесте», Анжелотти в «Тоске». Да, партии невелики, зато возраст огромен. И лишь за два года до своей кончины Михаил Афанасьевич с сожалением покинул сцену Большого театра Беларуси, которой отдал ни много ни мало 55 лет.

Орденоносец

В партии Гремина («Евгений Онегин»)

В партии Мефистофеля («Фауст»)

В партии Кончака («Князь Игорь»)

Есть нечто глубоко знаменательное в том, что день рождения этого прекрасного оперного артиста празднуется в победные майские дни. Ведь он был не только певцом, но и летчиком-фронтовиком.

Его биография больше похожа на роман. В его жизни было все. И разливы Днепра, через который он ежедневно переплывал на лодке, чтобы из родного села Куриловки добраться в школу в Каменку (с 1936 года по 2016 год — Днепродзержинск). И авиация, и тоска по армейским подвигам, когда он сначала учился летному делу, а потом два года был инструктором у начинающих военных летчиков, и лишь весной 1944-го их подразделение перебросили на фронт.

С января 1945-го он вновь инструктор — теперь уже у поляков. И — страсть к пению. Участие в солдатской самодеятельности. Он рассказывал, что для солдатских «гастролей» ему с баянистом-механиком выделили кукурузник — маленький юркий самолет. Кажется, это было уже после того, как его из Польши перекинули в Пинск. 

На одном из смотров солдатской самодеятельности члены жюри сказали: «Надо поступать в консерваторию!» И дошли до командующего армией, который, к счастью, оказался любителем оперы и издал приказ о переводе старшего лейтенанта Михаила Дружины из Пинска в Степянку, которая тогда была пригородом столицы.

Консерватория, встреча с педагогом Евгением Эдуардовичем Витингом, который в былые годы пел на одной сцене с Шаляпиным, знакомство в классе у Витинга с будущей женой…

Но бросать авиацию капитан Михаил Дружина еще долго не решается. Все же зарплата летчика в 10 раз больше консерваторской стипендии. Приходится разрываться между тем и другим. Да еще нарываться на гнев ректора — композитора Анатолия Богатырева, обвинявшего певца в том, что он один обеспечивает 200% консерваторского лимита по прогулам.

Как и все певцы, пришедшие из самодеятельности, Дружина не блистает общемузыкальной подготовкой. Но борется, занимается яростно. По музыкально-теоретическим предметам ему помогает композитор Петр Подковыров, фортепиано он постигает, нарисовав на доске клавиатуру и упражняясь на ней в свободные от полетов минуты.

Очень помогло Дружине выступление перед Жуковым. Концерт проходил в лесу под Барановичами, вместо зала была большая брезентовая палатка, вместо сцены — помост из сосновых досок. Парню подсказали, что Жуков любит украинские песни. Он и спел: «Дывлюсь я на небо…» После этого Дружину без проблем стали отпускать на занятия в консерваторию.

А в 1956 году главный режиссер Большого театра оперы и балета БССР Лариса Александровская пригласила Михаила Афанасьевича в труппу.

Именно Александровская в шутку назвала Дружину летающим певцом, — рассказывает главный специалист Большого театра по связям с общественностью Татьяна Александрова, — и это прозвище за ним закрепилось.

Дебютировал Дружина, как и многие русские и белорусские басы, в партии Гремина в «Евгении Онегине». Ему замечательно удавалась роль благородного генерала, которому Пушкин не дает даже имени, а Чайковский пишет для него красивейшую арию, которая стала хитом на все времена.

Всего же Михаил Дружина исполнил в Большом театре БССР более сорока крупных партий. Это не считая партий мелких, на которые он переключился уже в глубокой старости.

Осанистый, крупный, статный, он прекрасно выглядел на сцене. Его любили и коллеги, и публика: кто-то за прекраснейший голос, кто-то именно за стать, за умение держаться благородно и мужественно… Думаю, военная выправка сыграла в этом не последнюю роль.

Век Михаила Дружины — это еще и век нашей страны, нашего музыкально-театрального искусства, начавшегося, что бы там ни говорили, только после Великого Октября. В 1950-е годы — как раз тогда, когда начинал свою карьеру Михаил Дружина, — Большой театр БССР вступил в эпоху расцвета. Дружина был одним из творцов этой эпохи — может быть, не таким ярким и запоминающимся, как Бабий, Нижникова, Савченко, Кириченко, но, несомненно, в одном ряду с ними.

Сцена из оперы «Кармен». Цунига - Михаил Дружина, Кармен - Светлана Данилюк

juliaandr@gmail.com

Фото Большого театра Беларуси

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter