Наши журналисты побывали на новой инвестиционной площадке Гродненского стеклозавода

Век чистого стекла

104 процента — темп роста производства в 2024 году, 105 процентов — темп роста экспорта: эффект новой инвестиционной площадки старейшего гродненского завода

Гродненский стеклозавод — предприятие со столетней историей. Сегодня оно переживает новый виток развития — в 2020 году Президент распорядился создать современное производство по выпуску стеклянной тары. Инвестиционный проект успешно реализовали — в промзоне «Аульс» вырос современный комплекс заводских зданий, где используются инновационные, энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии. Производственная площадка работает почти два года. Мы побывали на месте и узнали, как новейшие технологии повысили эффективность производства и упростили труд работников завода.

СКАЗАНО

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Мы не просто возводим новое здание — мы вступаем, можно сказать философски, в диалог с новыми поколениями белорусов. С теми, кто придет после нас. И в целом все, что создано, построено и модернизировано нашими руками за годы независимости, — это наше послание в будущее. Вот эта стройка — наше послание в будущее.

2 апреля 2024 года, в ходе рабочей поездки на новое стекольное производство ОАО «Гродненский стеклозавод»

Важно сохранять равновесие

Сегодня Гродненский стеклозавод — единственное в стране предприятие, где изготавливают зеленое стекло. Кроме этого, выпускают изделия из оливкового, синего, бесцветного стекла разного дизайна — в ассортиментном перечне более 500 позиций, и список постоянно пополняется. На заводе производят не только стандартную, привычную глазу продукцию, но и разрабатывают дизайн стеклотары совместно с клиентом. 

За последние годы предприятие заметно расширилось — присоединились новые производственные площадки, запустились современные линии. Также увеличилось количество рабочих мест — теперь тут трудятся около 1300 человек. 

Денис Юрченко.

А начиналось все с небольших цехов, которые разместились вдоль шумной городской дороги в центре Гродно. Там же находится и административный корпус предприятия. О настоящем и планами на будущее с нами поделился Денис Юрченко, генеральный директор ОАО «Гродненский стеклозавод»:

— Наше предприятие развивается, предлагая потребителю экологически чистый продукт. Достижения завода, конечно, дело не одного года работы. Финансовые штормы, санкции, закрытие границ и другие кризисы серьезно осложняют жизнь, но Гродненский стеклозавод остается на плаву. Есть известное изречение: «Жизнь как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться». Вот и мы действуем по этому принципу.


Денис Александрович в беседе возвращается к 2018 году. Тогда в результате торгов, проводимых в рамках ликвидационного производства СЗАО «Стеклозавод Елизово», гродненское предприятие приобрело их имущественный комплекс, инвентарь, сырье. Филиал «Елизово» появился в Осиповичском районе Могилевской области как обособленное структурное подразделение ОАО «Гродненский стеклозавод». Совсем скоро там открылось модернизированное производство стеклотары. Суммарная производительность позволяет выпускать около 500 тысяч единиц стеклотары в ассортименте. 

Как это отражается на экономике предприятия? Генеральный директор озвучил такие цифры:

— По итогам работы Гродненского стеклозавода в 2024 году темп роста объема производства промышленной продукции составил 104 процента к уровню 2023-го. Темп роста экспорта — 105 процентов к уровню 2023 года. В основном продукция продавалась в Россию. Запасы готовых изделий на складах не превышают уровень среднемесячного объема производства продукции. К слову, за период с 2020 по 2024 год в развитие предприятия вложено около 250 миллионов рублей.


Денис Юрченко плавно подводит беседу к теме инвестиционного проекта. За три года на новой площадке свободной экономической зоны «Гродноинвест» удалось создать современный высокопроизводительный стеклотарный завод. Работа введенных мощностей позволяет расширить производство и кардинально улучшить качество продукции за счет освоения новых технологических процессов, преодолев территориальные, инфраструктурные и экологические ограничения действующей площадки в черте Гродно. К тому же новый завод серьезно укрупнил финансовый потенциал предприятия, дает весомый социально-экономический эффект для экономики страны в виде роста выпуска импортозамещающей продукции и экспорта. 
— Реализация инвестиционного проекта позволила увеличить объем производства более чем на 200 миллионов единиц стеклотары, — отмечает Денис Юрченко. — Новое производство в Гродно — пример того, как строить инвестиционные планы с прицелом на завтрашний день. Это очень большой шаг в развитии не только завода, но и всей стекольной отрасли страны. 

С чистого листа

Новое производство ОАО «Гродненский стеклозавод» размещено на 12 гектарах инвестиционной площадки «Аульс». Комплекс расположился вдоль Скидельского шоссе рядом с новой кольцевой развязкой. Предприятие выросло на глазах: в 2020 году было чистое поле, а уже через пару лет завод выпустил первую продукцию. Сегодня в сутки изготавливается ее до 200 тонн. Если пересчитать на штуки, то это от 500 до 700 тысяч единиц в зависимости от вида.

Павел Родевич, заместитель начальника производства стеклянной тары «Аульс» ОАО «Гродненский стеклозавод», проводит нам экскурсию по предприятию и вводит в курс дела:

— Это фактически отдельный завод. Он характеризуется высоким качеством технологий. Запуск этой площадки позволил создать около 280 рабочих мест.

За последние годы предприятие заметно расширилось — присоединились новые производственные площадки, запустились современные линии.

Новый комплекс — три больших производственных здания. Первое — это транспортно-составной цех, где принимают, подготавливают сырьевые материалы для производства шихты. Во втором установлена стекловаренная печь, а третье — склад готовой продукции. Павел Родевич замечает:

— Предприятие изготавливает стеклянную тару — бутылки, банки. Стремление отказаться от пластика только усиливает ее востребованность. Стекло имеет безграничную жизнь, это полностью рециркулируемый материал. Бесконечная переработка без потери качества позволяет экономить не только деньги, но и природные ресурсы, заботясь об окружающей среде. Наш завод — единственный потребитель отходов стекла в Гродно, который взял на себя ответственность перерабатывать больше и тем самым очищать город от мусора. 

Попадаем в транспортно-составной цех, куда привозят стеклобой и сырьевые материалы, из которых готовится шихта, а из шихты и стеклобоя варится стекломасса. Сквозь помещение проходят железнодорожные пути. Замечаем необычный трактор, переоборудованный под настоящий локомотив, — он, по словам начальника цеха Дмитрия Омельяновича, едет по рельсам и способен потянуть за собой пять вагонов, то есть до 500 тонн. Все это сырье распределяется по отсекам. По заданию технолога далее изготавливается шихта, которая по «галерее» вместе со стеклобоем поступает в стекловаренную печь. 

Дмитрий Юречко в операторской контролирует весь процесс работы стекловаренной печи.

Проходим в ключевое здание завода, являющееся сердцем предприятия, — здание с огромной стекловаренной печью, которая работает круглосуточно и не остановится ни на минуту в течение 10—12 лет. В операторской, откуда контролируется весь процесс, знакомимся со стекловаром Дмитрием Юречко. Он показывает монитор, на который выводится прямая трансляция того, что сейчас происходит внутри печи. Объясняет:

— Внутри печи температура достигает 1500 градусов. За происходящим там наблюдаем с помощью специальной видеокамеры. Она имеет своеобразную броню от высоких температур, постоянно охлаждается. Все процессы автоматизированы и высокотехнологичны, все делают машины, а человек только контролирует работу.
ОКОЛО 250 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ ВЛОЖЕНО В РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗА ПЕРИОД С 2020 ПО 2024 ГОД ВКЛЮЧИТЕЛЬНО 

Горячие парни

Далее заглядываем на участок, где из горящих капель стекломассы формируются готовые изделия. В помещении возле стеклоформующих машин очень жарко — где-то 30 градусов по Цельсию. Летом и вовсе столбик термометра может подниматься до 40—50 градусов. Отвлекаем ненадолго от работы оператора стеклоформующих машин. Павел Равпук признается, что стеклозаводу посвятил 20 лет жизни и расставаться не собирается, — работа хоть и непростая, но по душе:

— Пришел на завод и сразу захотел остаться. Какие тут люди! И ближайшие коллеги, и начальство — все дружелюбные, готовые помочь и подсказать. Приятно, когда заходишь в магазин, брать в руки продукты в стеклотаре, изготовленной на нашем заводе. Всегда испытываю гордость. Выкинуть пустые банки и бутылки рука не поднимается — часто оставляю тару для заготовки варенья, салатов, солений. Что не пригодилось, обязательно несу в специальный контейнер для раздельного собора твердых коммунальных отходов.

Павел Озирский и Максим Конон тщательно проверяют продукцию на брак и соответствие всем нормам.

Тем временем работа кипит — молодые ребята трудятся с особым азартом. На одной линии изготавливаются банки, на двух других — бутылки. На наших глазах над изделиями корпят Павел Озирский и Максим Конон. Тщательно проверяют продукцию на брак и соответствие всем нормам. Специалисты рассказывают:

— Из печи стекломасса через проток попадает в распределительный канал, оттуда по каналам питателей — в стеклоформующие машины. Любопытно, что температура капли стекломассы, из которой получается одна бутылка, достигает 1150 градусов по Цельсию. Температура же нового изделия — около 550 градусов. Правда, оно быстро остывает, а затем отправляется на отжиг.

По конвейеру продукция перемещается на участок сортировки и упаковки. Каждое изделие проходит контроль на инспекционном оборудовании. Специальные датчики улавливают даже микротрещины, но и человеческий взгляд тут очень нужен — продукцию тщательно осматривают, чтобы не пропустить какой-либо дефект. 

Ирина Довгель, контролер.

— Я тут тружусь несколько лет, очень нравится график — отработал свои смены, а затем четыре дня отдыхаешь. Можно многое сделать по дому, отправиться в поездку или заняться огородом на даче, — признается контролер стекольного производства Ирина Довгель.

В итоге продукция стекается на финальную проверку в отделе технического контроля. После всех исследований тару отправляют на упаковку. Там тоже процесс фактически автоматизирован. Машины-роботы сами складывают готовую тару с линий и накопительных столов в палеты, перемещают их на упаковку, а затем на склад площадью 15 тысяч квадратных метров. В цеху довольно шумно — интересуемся у сотрудников, как они к этому приспосабливаются.

Геннадий Якубович следит за работой машин и вручную формирует из картона коробки — таких, говорит, часто нужно сделать по 200—350 штук за смену.

— Это разве шум? Я совершенно не замечаю, привык. Вот когда я работал штамповщиком на другом заводе, там и вправду гул большой стоял. А тут так, мелочи, — улыбается Геннадий Якубович, съемщик-укладчик линии участка упаковки. В его задачи входит следить за работой машин и вручную формировать из картона коробки — таких, говорит, часто нужно сделать по 200—350 штук за смену. 

Знакомство с производством завершаем у 65-метровой дымовой трубы, по которой выходят дымовые газы от печи. 

— Электрофильтр улавливает твердые частицы, чтобы они не попадали в окружающую среду. А тепло отходящих газов мы используем для подогрева воды и отопления, — поясняет Павел Родевич.

Валерий Богуш, составщик шихты.

Во главе — человек 

Запуск площадки в «Аульсе» подтверждает жизнеспособность стекольного производства в Гродно и позволяет строить планы, смотреть в будущее с большой надеждой. На предприятии делают ставку на высокотехнологичное и автоматизированное производство, но ценность трудового коллектива бесспорная — во главе всегда человек.

Вадим Шут, начальник службы охраны труда и промышленной безопасности.

Владимир Семашко, ведущий специалист по идеологической работе и делам молодежи, подсчитывает: около трети сотрудников Гродненского стеклозавода — специалисты до 35 лет. Нас знакомят с одним из них. Начальник службы охраны труда и промышленной безопасности Вадим Шут — яркий представитель трудовой династии:

— Если сложить годы, которые мои родственники трудились на этом производстве, то получится более 140 лет! Началось все с дедушки: Борис Петрович Шут устроился на завод летом 1965-го и посвятил предприятию 34 года. С 1979 по 1999 год он был бессменным директором завода. Про свою работу говорил так: «Должность обязывает к тому, чтобы каждый час, каждую минуту думать о производстве и о людях, занятых на нем».


Молодой человек вспоминает и о других представителях трудовой династии. На Гродненском стеклозаводе более 33 лет трудилась его бабушка Мария Ивановна Шут, она была начальником испытательного центра. Начальником отдела кадров работал и отец — Виталий Борисович Шут. Мать, Бондарчик Галина Борисовна, тоже не осталась в стороне — отдала предприятию 25 трудовых лет. Родная тетя Вадима Шута, дочь Бориса Петровича, возглавляла заводской детский сад. Муж Светланы Борисовны Деликатной более 20 лет занимал должность заместителя директора по общим вопросам. 

— Я целенаправленно отучился по специальности «инженер-химик-технолог» в Белорусском государственном технологическом университете и пришел на завод продолжать нашу славную трудовую династию — дело моих ближайших родственников, которым они так горели, куда вложили много сил. Радуюсь, видя, как государство нас поддерживает и помогает развиваться. На втором столетии работы завод только крепнет и растет — это здорово! — говорит Вадим Шут.

Гродненский стеклозавод — единственное в стране предприятие, где изготавливают зеленое стекло. Кроме этого, выпускают изделия из оливкового, синего, бесцветного стекла.

ВЕХИ ИСТОРИИ

Изготовление стекла — одно из старейших ремесел, которым занимались гродненские средневековые мастера в XII—XIII веках. Об этом свидетельствуют браслеты из зеленого, желтого и черного стекла — женские украшения найдены археологами на Замковой горе. Ко времени появления в Гродно каменного замка относятся находки фрагментов оконного стекла светло-зеленого цвета толщиной 2 миллиметра. В документах Великого Княжества Литовского за 1524 год впервые упоминается имя гродненского стеклодува («скляра») — Щепан.

В 1922 году Абрам Ёффе основал стекольную гуту «Лососна», от которой и ведет свое начало современный Гродненский стеклозавод. Первой продукцией, которую он начал выпускать, была аптекарская бутылочка. Выпуск стеклоизделий в те времена там осуществлялся вручную — с помощью стеклодувных трубок и приборов.

uschenchik@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter