Век боли не видать!

- Вакулов, или как его там на самом деле зовут, - молодец! Правильно, что за ребенка своего борется, идет до конца.
- Вакулов, или как его там на самом деле зовут, - молодец! Правильно, что за ребенка своего борется, идет до конца. Судьи, которые вынесли решение, несмотря ни на что, оставить ребенка матери, наверняка женщины, вот и "блюли" свою женскую солидарность, - мужчина "Мое имя не имеет значения" на том конце провода явно негодовал.

"Не только у нас - во всем мире, похоже, сложилась практика: после развода супругов оставлять ребенка матери. Принято думать, что раз женщина рожает, значит, имеет больше прав и на воспитание детей", - считает Сергей Тихон из Могилева, написавший в редакцию.

"Ручаюсь, что женщины расценивают мужчин исключительно как инструмент для "делания" детей и зарабатывания денег для обеспечения этих детей и самой женщины. Несправедливо!" - категоричен в выводах Николай Нестеренко из Полоцкого района.

Мужчины активизировались, стали звонить в редакцию, присылать письма после появления материала "Любовь по правилам и без" ("СБ", 24 сентября). Проблема оказалась актуальной: судя по откликам, отцы довольно часто бывают обделены правом на воспитание собственных детей - не только после развода с супругой, но и тогда, когда о разрыве отношений даже мыслей нет! Значит, есть смысл продолжить тему.

Статус отца задокументирован и официально подтвержден соответствующей строкой в свидетельстве о рождении ребенка. Пожалуй, все. А возьмем, к примеру, женщину. Для нее есть еще и особый день в календаре: День матери. Дня отца нет... По крайней мере, в нашей стране. Теперь о грустном. Отечественное законодательство оперирует формулировкой "мать-одиночка". Оно и понятно: женщин, воспитывающих детей без участия второго родителя, много. Очень много - несколько сотен тысяч. Но и мужчин, которые сами растят свое чадо, а то и не одно, тоже немало. Около 30 тысяч. По меркам нашего небольшого государства цифра, можно сказать, колоссальная. Сравните: в России таких мужчин - 100 тысяч с хвостиком. Однако понятия "отец-одиночка" в белорусском законодательстве все равно нет... В Беларуси десятки общественных организаций созданы исключительно для того, чтобы помогать одиноким матерям. И только одно (!) общественное объединение защищает права отцов и детей. Кодекс о браке и семье разрешает мужчинам усыновлять (удочерять) детей, но... запрещает создавать детские дома семейного типа, в отличие от женщин, которым это право дано. В Национальном центре усыновления при Министерстве труда и социальной защиты, куда я обратилась за разъяснениями, никто толком не смог ответить, чем вызван этот запрет... Я не преследую цель ополчить мужчин против женщин и наоборот. Просто перечисляю факты.

Теперь попробуем порассуждать, почему многотысячная армия отцов-одиночек все еще остается незамеченной как государственными чиновниками, так и общественностью.

- Я вас не понимаю. Что значит "отец-одиночка"? У нас есть понятие "неполная семья", а кто там - мама или папа - воспитывает ребенка, нас не интересует. Это выясняется только в частном порядке, - ответила начальник отдела адресной помощи и гендерных проблем комитета по труду и социальной защите Мингорисполкома Людмила Кресс. - Это могут быть и вдовцы, и мужчины, чьи жены лишены родительских прав, и те, кому дети оставлены на воспитание в судебном порядке при расторжении брака. Социальные гарантии? Им, так же, как и одиноким матерям, ежемесячно начисляется пособие на ребенка, выплачиваются алименты бывшей супругой, если они положены...

Интересно, что в отделе не смогли припомнить, когда в последний раз за помощью к ним обращался отец-одиночка. Уж не потому ли, что "...не мужское это дело - ходить по кабинетам, справки собирать, чтобы выхлопотать мизерное пособие. Это женщины могут обивать пороги и давить на слезу, а настоящий мужчина всегда сам заработает денег для себя и ребенка", - так считает одинокий отец с 15-летним стажем Дмитрий Пантюшенко из Минска.

У каждого, как говорится, своя правда. Мужчины, испокон веку считавшиеся добытчиками, готовы обеспечить сыну или дочери надежный материальный тыл. У женщин козырь - материнская ласка, забота, тепло. Спор, кто кого, на первый взгляд легко решается статьей из Кодекса о браке и семье: родители имеют равные права на воспитание детей. А раз так, то почему все-таки в подавляющем большинстве случаев решение суда выносится в пользу матери, отцу при этом остается довольствоваться ролью "воскресного папы"? "Судья выносит решение на основе информации, полученной от учителей, инспекторов из органов опеки и попечительства, врачей, то есть людей, которые видят лишь внешнюю сторону ситуации, - считает борисовчанин Александр С. - Моя жена выпивала и увлекалась транквилизаторами. Но никто из посторонних пьяной или под кайфом ее не видел и свидетельствовать о ее привычках и характере не мог. В итоге суд оставил дочь с "положительной" мамой..."

- Весьма распространенная ситуация, - согласилась юрист общественного объединения "Защита прав отцов и детей" Ольга Дударева. - А вообще, причин, почему суды, как правило, становятся на сторону женщины, множество. Ну и, конечно же, срабатывает все тот же стереотип: папа не заменит ребенку мать, мол, он свои интересы поставит выше интересов сына или дочери, ему легче создать новую семью. Но кто говорит о замене или подлоге? Просто порой малышу с отцом гораздо уютнее, спокойнее. Разве плохие отцы стали бы обращаться в суд?

Любопытно было бы знать, а что думают по этому поводу одинокие матери?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter