Ведущая «Белорусского времечка» Галина Комаровская: «Тогда, в прошлом сентябре, у нас была задача не усугублять боль и обиды, а давать ответы порой даже на неудобные вопросы»

Юридическая среда на «Белорусском времечке» по‑прежнему остается одним из самых популярных тематических выпусков 

Самый узнаваемый адвокат страны Галина Комаровская к своей популярности за годы работы в «Белорусском времечке», признается, так и не привыкла. Восемь лет назад она пришла в проект вести юридические среды: отвечать в прямом эфире на вопросы зрителей, консультировать, направлять, подсказывать. С тех пор о ней так и говорят — адвокат из телевизора. 

Повышать правовую грамотность белорусов Галина Григорьевна все эти годы продолжает, совмещая работу на «Беларусь 1» с юридической практикой. После одного из таких судебных заседаний мы поговорили с ней о моральном выборе, объективной истине и поистине народной любви телезрителей.


— Несколько лет назад вы рассказывали, что самый частый вопрос, с которым к вам обращаются, это приватизация жилья. Сегодня приоритеты белорусов изменились? Что в первую очередь интересует тех, кто звонит вам в «Белорусское времечко»? 

— Сейчас получаю все больше вопросов по земельным правоотношениям, а также правам собственности на имущество, в том числе при наследовании. Увы, количество разводов растет, а значит, растут и споры между супругами по имуществу, месту проживания и воспитания детей.

— Как считаете, с годами правовая грамотность граждан повысилась?

— Несомненно, для этого мы и работаем. Но есть и определенные минусы, поскольку много непроверенной и недостоверной информации можно найти в интернете, в частности, в социальных сетях. Вот и приходят ко мне граждане с уже навязанным и не всегда правильным мнением. При этом часто они хотят услышать подтверждение избранной ими позиции, а не правовой анализ всех обстоятельств. В этом случае приходится, конечно, объяснять необходимость обращать внимание на факты, а именно доводы, как подтверждающие избранную правовую позицию, так и опровергающие ее.

— В случае если для ответа на вопрос требуются ваши личные комментарии и/или дополнительное изучение документов, автор вопроса может обратиться к вам за юридической консультацией лично? Насколько часто зрители «Белорусского времечка» становятся вашими клиентами?

— Это, кстати, очень важный вопрос в нашей работе. Отвечу на него немного шире. Так вот: чем больше опыт работы, тем больше у адвоката сомнений — все ли учтено, все ли документы и иные доказательства представлены. Степень ошибки минимизируется, если консультация требует изучения документов. Их обязательно нужно увидеть и дать правовой анализ. К сожалению, нередко наши граждане заблуждаются относительно правовой перспективы защиты нарушенного (по их мнению) права. По этой причине вся команда «Белорусского времечка» делает титаническую работу, пытаясь найти максимально объективную истину по вопросу. Но как бы мы ни старались, без консультации по существу обойтись очень сложно. Поэтому в первую очередь мы стремимся дать алгоритм решения проблемы или вопроса. Далее все зависит от человека. Причем не обязательно приходить в консультацию именно ко мне, можно как минимум найти ближайшую к дому и там получить все ответы. Более того, мы, адвокаты, также стараемся давать консультации онлайн, но на личном приеме все, конечно, намного проще и быстрее. Потому что даже на уровне мимики и фраз ты понимаешь, все ли вопросы выяснены. 
С 1986 года по настоящее время Галина Комаровская является адвокатом Минской городской коллегии адвокатов. В 1995 году переведена в специализированную юридическую консультацию № 1 по обслуживанию субъектов хозяйствования. Заведующая консультацией с 1997 года. Автор 6 книг, более 100 статей и монографий на правовую тематику. Читает лекции в различных ведомствах.
— Ведете учет решенных проблем? Какому количеству зрителей вы помогли за 8 лет в эфире?

— Не считала, но чисто на профессио­нальном уровне помню даже вопросы, рассмотренные очень давно. За 8 лет это не десятки и сотни, а тысячи зрителей, которым мы ответили и чем‑то помогли. В этом и заключается феномен «Белорусского времечка»: хорошие отзывы не заканчиваются все это время. 
Поэтому хочу выразить благодарность нашим зрителям, коллегам, руководителю проекта Ольге Шлягер — это всецело их заслуга.

— Уже научились справляться с любовью телезрителей? Знаю, что первое время вас даже караулили у работы. И в целом люди не упускали возможности задать вам вопрос везде, где бы вы ни находились: на улице, в магазине. Выработали тактику поведения с особо настойчивыми гражданами?

— Не поверите, но у меня действительно есть своя тактика. Это слова, которые позволяют корректно объяснить, что в силу занятости или иных причин я не могу ответить на вопрос здесь и сейчас. Предлагаю в таком случае перенести встречу или обратиться к коллегам. 

— Если все будут жить по закону, адвокаты и юристы останутся без работы? 

— Думаю, нет. Конечно, любую проблему лучше не создавать, чем потом мужественно ее решать. А для этого необходимо знать законы и правильно их применять. 

— В какой момент вы перестаете быть адвокатом и становитесь просто мамой, бабушкой, свекровью? Легко получается переключаться с работы на домашние дела и обратно? 

— Семья — это точка моей силы, как модно сейчас говорить. И я очень признательна, что она есть и понимает меня. Работая по 10—12 часов, я не всегда могу уделить им внимание. Но когда это получается, мы вместе занимаемся спортом, например. Это позволяет снять внутреннюю усталость и выгорание. Еще строим ближние и дальние маршруты и смотрим красоту наших рек и озер.

— В сентябре прошлого года сотрудники Белтелерадиокомпании столкнулись с огромным давлением, некоторые ваши коллеги даже стали мишенью для травли. Часть ведущих «Белорусского времечка» покинула эфир. Остались самые крепкие, и вы в том числе. Почему? 

— Потому что не хотела подводить наших зрителей, коллег, руководство и тех, кто обеспечивает эфир «Белорусского времечка». Все эти годы я счастлива работать в прекрасной команде: это Ольга Шлягер, Елена Спиридович, Владимир Богдан, Константин Юманов. Хотя, честно скажу, выходить в эфиры год назад мне было трудно и по сугубо личной причине: в августе часть нашей семьи слегла с коронавирусом, болезнь протекала достаточно тяжело. По сути, у меня была благовидная причина сказать «нет» и отказаться от эфиров, но я не могла дезертировать. 
Такие принципы — чувство долга, верности и непредательства — привиты мне очень давно, я не могу ими поступиться. 
Тогда, в прошлом сентябре, у нас была задача не усугублять боль и обиды, а давать ответы порой даже на не слишком удобные вопросы. И я очень признательна всем, от гримеров до редакторов, которые создавали в студии атмосферу взаимной помощи и поддержки. Мы не должны культивировать обиды, иначе будущее никогда не наступит. Следует понять, простить и идти дальше. Так сделали наши родители, пережив действительно трудные военные годы. Человеческие отношения однозначно важнее любых политических разногласий. И в работе, и в жизни я придерживаюсь этих принципов: мирить непримиримых, искать компромиссы. Мы все не идеальны и можем совершать ошибки. Главное, чтобы эти ошибки были исправимы, а потери восполнимы.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter