Живой легендой Витебского района называют односельчане Веру Волхонскую

Ведро малины от бритоголовой «банды»

ГОД назад пожилые подруги Вера ВОЛХОНСКАЯ (на снимке справа) и Мария БЕЛКОВСКАЯ из Витебского района стали героинями региональных новостей как пионеры социального эксперимента «приемная семья для пенсионера». Они решили жить под одной крышей и вести общее хозяйство. К сожалению, не сложилось. Сегодня подруги живут порознь, в старости трудно менять привычки, но теплые отношения сохранили.


Веру Яковлевну в Витебском районе считают живой легендой. Ее судьба могла бы стать сюжетом захватывающей мелодрамы, в которой было все: и большая любовь, и яркая карьера, и тяжкие испытания, и заслуженное признание.

Поезд спасения

На всю жизнь запомнила 14-летняя Вера жаркое во всех смыслах лето 1941 года. Девочка из скромной интеллигентной семьи мечтала поступить в престижный московский или ленинградский институт, стать известным адвокатом, но война перечеркнула планы.

— Папу забрали на фронт, — вспоминает Вера Яковлевна. – А нам с мамой чудом удалось спастись с помощью друзей семьи, которые работали в типографии. В теплушке, набитой, словно коробок спичек, женщинами, детьми, немощными стариками, ехали две недели до города Бугуруслана Оренбургской области. Путь казался бесконечным.

Веру и ее маму отправили в колхоз. Непросто было городским жительницам привыкнуть к изнуряющему труду на полях. После жатвы все руки были в ссадинах и язвах, не спасали даже чулки, которые использовали вместо перчаток. Мама заболела. В больнице, куда добралась на попутке, у нее выявили открытую форму туберкулеза. В Бугуруслане, чтобы быть рядом с мамой, Вера пошла учиться в сельхозтехникум. Там учащимся давали пайку хлеба и копеечную стипендию, за которую девочка могла позволить купить себе лишь немного морковки, самой дешевой. Маме лучше не становилось, и ее перевезли в больницу в Куйбышев. Дочь последовала за ней, поступила в ремесленное училище.

В Куйбышеве вместе встретили Победу. Радовались, словно новому рождению, надеясь вновь вернуться в родной Витебск. И мечта сбылась…

В комнату, как в клетку с тигром

В педагогическое училище Вера пошла от безысходности, ведь от родного очага на улице Колхозной ничего не осталось. Маму отправили в тубдиспансер, а ей дали общежитие от училища.

Первым местом работы молодой выпускницы стал детдом в деревне Летцы. Ей сразу же доверили старшую группу:

— Вначале я их боялась. Ожесточенные подростки даже слышать не хотели о правилах и распорядке. Были задиристые, курили, хулиганили, матерились, ходили с перочинными ножами. Бритоголовые, глядят исподлобья, как дикие зверьки. У них была даже своя иерархия с дедовщиной, не по-детски жестокими играми и законами, как в стае волчат. Вечером перед отбоем я заходила в спальню, словно в клетку к тигру. Однажды одному мальчугану рассказала о себе, о том, как работала в деревне, прыгала с парашютом. Он поведал о моих «подвигах» другим, и косые взгляды банды потеплели. По вечерам, перед отбоем, вокруг меня собирались ребята, и я пересказывала все истории, о которых читала в книгах, о благородном разбойнике Дубровском, графе Монте-Кристо и других.

Однажды в благодарность сироты насобирали целое ведро малины для больной мамы воспитателя. Бритоголовая банда даже отправилась провожать Веру в город. Машины проезжали мимо странной компании, опасаясь брать таких попутчиков. Тогда ребятня взялась за руки и заслоном стала перед очередным грузовиком. Шофер не на шутку испугался, притормозил и взял девушку в кабину:

— Наверное, в тот момент я поняла, что влюблена в свою работу. Столько нежности и признательности почувствовала к этим детям, словно к родным. Сироты умеют быть благодарными, надо только найти ключик к их раненым душам. Они меня приняли и полюбили. И я в обиду не давала своих мальчишек. Уговаривала даже, чтобы их не стригли наголо. Это сейчас модно, а тогда такими кардинальными мерами в детдомах боролись со вшами.

В Летцах Вера встретила любовь, настоящую и единственную. Ее избранником стал самый видный и работящий парень на деревне Гриша. Вскоре поженились. Даже во время первой беременности в декретный отпуск не пошла, почти сразу после рождения дочери вышла на работу. Продолжала оберегать свою «банду». Ее группа неоднократно признавалась лучшей и по успеваемости, и по дисциплине. Так дети благодарили свою «маму» Веру. Эти успехи заметили. Перспективного педагога перевели на работу в областной отдел образования. Пять лет с инспекторскими проверками Вера Яковлевна колесила по детским домам области, пока не получила предложение директора Лужеснянского детского дома стать завучем. Так семья Волхонских оказалась в Лужесно.

Подарок председателя

— Считаю себя счастливым человеком. Прожила нелегкую, но яркую жизнь. Нашла призвание, встретила единственную, но большую любовь, воспитала детей. Судьба сводила в самые трудные моменты с людьми, которые протягивали руку помощи.

Когда-то наш дом стоял возле детского дома. Но когда открывали кадетское училище, прежний председатель облисполкома Александр Косинец захотел, чтобы старое строение снесли, а мне лично предложил построить новый дом или взамен дать квартиру в Витебске. Конечно, в город переезжать не захотела, привыкла к деревне, к людям и природе, да и на земле люблю поработать. Новый дом возвели за 3 месяца, со всеми удобствами и участок в 25 соток выделили. Со мной даже согласовывали узор на заборе. А главное, дом построили рядом с училищем.

Рада, что вокруг меня замечательные люди, как Мария. С ней познакомилась несколько лет назад. Она тоже одинокая. Оформили ее моим соцработником. Найти в старости близкого по духу человека – еще один подарок судьбы.

Мария Белковская также благодарна случаю за встречу и дружбу с Верой Яковлевной:

— Мы действительно стали близкими и дорогими друг другу людьми. Часто родство душ куда важнее родства по крови.

andryxxxz@gmail.com

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter