Календарь и традиции: 28 мая - 3 июня

Ведь он волшебник, синий лён

В традиционном народном календаре наступающую неделю открывает Пахом (28 мая). Пахом «маркирует» погоду предстоящего лета. Если день теплый, без дождя — три ближайших месяца окажутся похожими на него. Нет — придется до самого сентября не расставаться с зонтиком. Но чаще день все–таки выпадает теплый, недаром в народе прозвали Пахома — бокогрей. Оно и в самом деле: «Прыйшоў Пахом — павеяла цяплом».


Прежде на Пахома сеяли в грунт огурцы, и опыт показывал: «Пасадзiш гуркi, як Пахом, то будзеш iх цягаць мяхом». Кстати, полоть огуречные грядки раньше не торопились: «пустазелле» прикрывает огурцы от жары и задерживает в почве влагу: «Не бяда, што расце лебяда, — то будзе вада». Огурцы у нас выращивать умеют.

Дальше по календарю идут Федор–ячменник (29 мая) и Федот–овсянник (31 мая). Ячмень и овес испокон века относились к очень важным культурам.

По наблюдениям, если к этому времени дуб, дерево «ленивое» — позже других распускает почки, уже стоит с листвой — овес вырастет отменным.

Минует пролетье, мы вступаем в лето. Среди народных названий июня — хлеборост, розоцвет. И, конечно, наше белорусское — «чэрвень». Уже можно видеть определенные результаты посевных и посадочных работ: «У чэрвенi ўбача спадар, што Бог дасць у дар».

1 июня — Иван–долгий. Если в первые два дня июня пройдет дождь, дальше практически весь месяц окажется сухим. Но именно в июне начинаются и большие росы. Если роса выпадет с вечера, утром можно рассчитывать на ясную, хорошую погоду. Нераскрытые с утра лепестки цветов прогнозируют скорый дождь.

2 июня — Алексей. Полностью завершается посадка овощей, и с этого времени уже не должно приходить серьезных холодов.

3 июня — Алена. Все посеянное и посаженное активно движется в рост: «Каля святой Алёны гароды добра зялёны». Имя Алены созвучно названию знаковой для нас культуры — лен. На сев льна наши предки отправлялись в поле «з вялiкай павагай»: надевали чистое белье, белую рубашку, хоть и предстояла работа с землей. Все для того, чтобы лен вырос тоже чистым, красивым.

Лен занимал важное место в системе образов народной песенной лирики, стихах. Так, «ручаiнкi льну» часто символизировали девичьи шелковистые русые косы. Лен использовался в свадебной обрядности: например, сожжение льняной «кудзелi» и девичьих прялок как символ окончания девичества. Лен вплетали в волосы невесты, подкладывали ей в обувь. На голову невесты клали три «пасмачкi» льна; его семенами осыпали молодых. Во многих фольклорных текстах лен олицетворяет круг жизни, круг изменений, превращений, перехода из одного состояния в другое: лен растет, зацветает, дает плоды, его рвут, мнут, треплют, прядут, ткут и т.д. Существовали даже танцы «з падскокамi» — на высокий лен.

Поле цветущего льна похоже на голубое озеро, а лепестки его цветов настолько нежные, что при прикосновении «тают» на ладони. Люди верили: лен способен отгонять зло, поэтому женщины во время работ оставляли своих маленьких детей на льняном поле. Семена льна способствуют заживлению ран, из них изготавливается масло. Льняное волокно дает нам прекрасное полотно.

Алена делает и долгосрочные погодные прогнозы: если день пасмурный или с дождем — вся осень будет ненастной.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter