Врач-эндокринолог Галина Короленко — о профессиональном долге, личных стремлениях и мечтах

Вечный двигатель душевной теплоты

Эффектная хрупкая брюнетка со светящейся улыбкой — ну просто копия сердцеедки Беллуччи. Как жаль, что эта благородная красота скрыта от пациентов за слоями средств защиты. Но взгляд ее все-таки выдает: теплый, проницательный, глубокий, милосердный… Его помнят десятки человек, потому что именно он в самые трудные минуты оберегал от болезни. Накануне профессионального праздника мы познакомились с прекрасным доктором, заведующей эндокринологическим отделением 10-й столичной больницы Галиной Короленко.

Галина Короленко

Исполнение маминой мечты

Профориентация, тесты школьного психолога, проекты вроде «Студент на неделю» — сейчас подростки серьезно задумываются, прежде чем выбрать дело всей жизни и вуз мечты. В детстве Галины Короленко все было иначе: медицинское будущее ей предначертали мама и бабушка.

— Буквально с первого класса родные убеждали, что я должна стать врачом. Это как будто даже не обсуждалось. Все дело в том, что мама сама грезила этой профессией, но не смогла поступить в вуз и в итоге стала ветеринаром. У меня же была схожая, но другая мечта — хотелось стать великим ученым-химиком или, может, психологом…

В 1987-м талантливая девушка с красным дипломом окончила Минский медицинский институт (сейчас ­БГМУ) и уехала в Фаниполь работать участковым терапевтом. Но, как стало ясно позже, это был лишь трамплин — судьба готовила ей другую специальность.

— Наша поликлиника получила путевку на курсы по эндокринологии. Отправили меня. Это были незабываемые четыре месяца на кафедре эндокринологии Бел­МАПО, которая расположена на базе 10-й больницы. Профессор Елена Холодова, мой учитель и по специальности, и по жизни, смогла увлечь эндокринологией — казалось, нужнее и интереснее нет ничего. После обучения я вернулась в Фаниполь, проработала там до конца распределения, а потом поступила в ординатуру. Затем стала заведовать гормональной лабораторией — это было здорово, ведь в детстве хотела быть химиком. Но без пациентов страдала.

Зато потом удалось наверстать с лихвой: в 1995-м Галина Георгиевна стала руководителем эндокринологического отделения. Первое время она, признается, ходила с носовым платком в руках, ведь было очень тяжело.

— Уволиться собиралась каждый день (мне всего-то было 33 года), но одна из преподавателей строго сказала: «Кто, если не ты?» Вот так через год успокоилась и стала работать уже без слез. Но всегда старалась быть отличницей, это мешает по сей день. Просто не могу себе позволить что-то сделать неидеально.

Может быть, поэтому стены кабинета усыпаны грамотами и благодарностями за преданность профессии. Дались они нелегко. В 2002-м Галина Георгиевна защитила кандидатскую диссертацию — работала над оптимизацией лечения пациентов с сахарным диабетом второго типа. Тогда тема была совсем малоизученной, а сегодня медик — признанный эксперт в этой области. Но почивать на лаврах не ее стиль: теперь заведующая изучает аутоиммунную офтальмопатию (это когда из-за проблем со щитовидкой у людей проявляется пучеглазие). 

Научная работа даже получила грант Президента, значит, направление перспективное. А еще в 2020- м Галина Георгиевна стала победителем городского конкурса «Врач года». Мама может гордиться.

«Время выбрало нас»

Мы в красной зоне. Когда начинаем говорить о пандемии, глаза медика наполняются слезами — 4 апреля 2020 года она сравнивает с днем начала войны.

— С самого утра из приемного отделения нескончаемым потоком шли пациенты. Тяжелые. У одного лихорадка, другому нужна кислородная поддержка, третий на грани истерики… Люди вокруг страдали, а мы и сами толком ничего не знали про вирус. Было ощущение конца света. Через пару часов затишье, некоторая передышка — и снова толпа. Так за день мы разместили 38 пациентов — уйти удалось только к утру. Я боялась заразить дочку, мужа, внуков и пожилую маму, поэтому заранее попросила их ненадолго переехать на дачу. Когда пришло время выезжать на работу, побрызгала антисептиком все ручки. Плакала и понимала: домой я сегодня не вернусь.


Долгих три месяца Галина Георгиевна жила в гостинице для медиков. Чтобы увидеть родных, она изредка приезжала к дому и махала им рукой — от прикосновения к самым близким ее разделяло холодное окно…

— Когда я на выписку? — чувствуется, в 315-й палате визит заведующей с особым нетерпением ждал пенсионер Владимир Сытик. Он лежит в больнице почти месяц — за это в шутку обижается на жену и дочку, говорит, это они принесли домой заразу.

Кстати, врач на вопрос о выписке никогда не отвечает, пережили день и слава Богу. Но делает крохотное исключение:

— У вас сатурация 93, немного подышите кислородом из концентратора и посмотрим, что будет. Скоро поедете: все самое худшее позади.

Сегодня Галина Георгиевна подбодрит добрым словом еще не одного такого пациента. Она знает: излечить способны не только таблетки, но и сострадание, душевная теплота. А кто же ей самой помогает не унывать?

— Я ценю и восторгаюсь мужеством и преданностью коллектива — мы один кулак. С самого начала понимали, что справиться сможем только вместе. Никто не поддался соблазну уволиться или отсидеться в долгосрочном отпуске. 

Врачи в отделении грамотные, внимательные, вдумчивые: ни одна жалоба пациента не ускользает от их внимания. Наша работа — это бесконечная борьба за жизнь. Говорят же: героями не рождаются, ими становятся. Это время выбрало нас. И я рада, что мы смогли доказать верность клятве Гиппократа. Коронавирус очень коварен, оттого ценна каждая победа. Профессиональная гордость зашкаливает, когда ты смог вытащить безнадежного больного. 

Был случай, когда пациент пролежал в палате три месяца — сестрички его выхаживали, уговаривали лежать на животе, мы с врачами пробовали все возможные методы. Первые две недели я мысленно с этим мужчиной прощалась: легкие отказывались работать, состояние было хуже критического. Но он выжил! Звонил на днях — отдыхает на даче, косит газон. Так хочется, чтобы у каждого человека был счастливый финал. Мы делаем для этого все возможное.

Кажется, никакие невзгоды не заставят эту женщину перестать улыбаться. А секрет очень прост: она никогда не останавливается и постоянно ищет «приключения». Недавно Галина Георгиевна стала доцентом кафедры эндокринологии Бел­МАПО — раз в неделю читает там лекции. Ответственная миссия! Это ведь не студенты, для которых все знания в новинку, а опытные коллеги — попробуй их удиви. Стоит ли говорить, что у нее и это выходит?

— Но и отдыхать от работы тоже люблю: встретиться с подружками, сходить в театр, принарядиться. А еще нравится ухаживать за цветами на даче: опускаю руки в клумбу — и сразу легче. Ох, какие у меня ирисы и георгины! В это непростое время важно не терять гармонию: очень хочется, чтобы каждый медик почувствовал ее внутри.

glushko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter