Жизнь в движении: Роман Абрамчук - поэт, музыкант, экскурсовод

Вечный двигатель

С Романом Абрамчуком нас, можно сказать, свела судьба. На одном из литературных вечеров в музее Петруся Бровки мне как–то раз сказали: «А сегодня у нас в гостях Рома, он будет петь». К людям с гитарами я отношусь настороженно: не все сумели освоить больше трех аккордов, не у всех есть слух и голос, да и петь можно разное и по–разному. Поэтому на худощавого юношу с инструментом я косилась с легкой опаской. Но наблюдать за ним было интересно: такие лица хороши на экране или как модели для скульпторов — аскетичные, узкие, с резкими, выразительными чертами. А потом он взял гитару, и спустя куплет я уже притопывала ногами в такт и хватала соседа за локоть: «Здорово! Скажи, ну здорово же?!»

Группа «Гарадскi вал», которую сами создатели обозначили как «анти–кавербэнд» (в противовес модному сейчас исполнению чужих хитов здесь играют только свое), существует уже пять лет. Рому Абрамчука можно услышать на самых разных площадках, песни, которые он сочиняет на свои стихи или других молодых поэтов, жанрово обозначить не получается. Рок–н–ролл? Безусловно. Авторская песня? Вроде бы и это да. Прекрасный белорусский текст, легкий, иногда мрачноватый юморок, подчеркнуто городское звучание — и да, услышав один раз, не забудешь, очень уж харизматичное исполнение. Найдешь на YouTube и станешь периодически мурлыкать под нос «Шлему» или «Элвiс iдзе па праспекце». С радостью обнаружишь знакомую фамилию на страницах журнала «Маладосць». Потащишь московских друзей на концерт: вы такого не слышали никогда!

— Был момент, когда у меня случился перерыв со стихами, — признался Рома. — Тогда я очень увлекся поэзией молодого автора Антона Рудака и написал несколько песен. Сейчас мы дозрели до того, что записали уже почти пол–альбома на его слова.

А вот с другой ипостасью Абрамчука — знатока белорусских, в частности, минских достопримечательностей и памятных мест — я долгое время не была знакома. И очень зря, поскольку талантливый человек, по многократно подтвержденному опыту, талантлив во всем. Роман — востребованный экскурсовод, причем группы берет самые разные. С белорусами говорит по–белорусски, с гостями из России непринужденно переходит на русскую речь, польским туристам расскажет все по–польски, с прочими объяснится на английском языке.

— Но вожу экскурсии только по тем местам, которые мне самому интересны, и маршруты тоже составляю сам, — собственно, его работа выросла из студенческого увлечения путешествиями по стране. — Я мечтал учиться в университете культуры, но на музыкальные специальности подать документы не мог из–за отсутствия диплома музучилища. Тогда пошел другим путем — и поступил на библиотечное дело, а в магистратуре и аспирантуре учился на культурологии. По Беларуси и за рубежом я в годы своего студенчества очень много поездил автостопом, потом возил своих друзей в полюбившиеся мне места, потом понял, что мне нравится быть гидом.

С ним можно ездить — по Черной Руси или изучая белорусское Вильно. Или по Минску — например, на велосипеде. С ним можно ходить пешком. Или даже отправиться на экскурсию по Комсомольскому озеру на байдарках — в богатой практике Романа (а гидом он работает уже более 10 лет) случалось и такое.

— Вы что там, русалок ловили? — удивляюсь я.

— И русалок тоже! — посмеивается молодой человек. — У Комсомольского озера очень любопытная история. Довольно того, что открытие пришлось на 22 июня 1941 года, день, когда началась Великая Отечественная война. На нем 12 островов, и все разные, да и про Свислочь я много чего интересного могу рассказать.

Но сказок и мифов не ждите, байки, которые иной раз выдумывают для привлечения туристов, конкретно этот гид недолюбливает.

— Я самый неромантичный экскурсовод на свете, — предупреждает Роман Абрамчук. — Всегда всех разочаровываю: «Тут привидения не водятся!» Что поделать, люблю науку и с удовольствием развенчиваю мифы о Цмоках на Юбилейной площади. Мне кажется, Минск еще ждет свою настоящую легенду.

А пока, не забивая голову мистикой, он водит желающих по послевоенным дворикам, сохранившим свою атмосферу, по местам графа Чапского, по непутевым дорожкам хиппанов и битников. Не исключено, вы встречали его на улице — окруженного сосредоточенно внимающими гостями. Приглядитесь внимательнее: вот же он!

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter