В Москве в выставочном зале РВИО открылась выставка «Империя в последней войне»

Вечным останется лишь небо

Судьба русского народа в 1914–1918 годах – особая тема в творчестве Павла Рыженко
Судьба русского народа в 1914–1918 годах – особая тема в творчестве Павла Рыженко

В память о недавно ушедшем мастере в Москве в выставочном зале РВИО открылась выставка «Империя в последней войне».

Выставка организована Российским военно-историческим обществом, Министерством культуры РФ, Государственным архивом РФ, Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» совместно с фондом Павла Рыженко.

Особенно художника волновали трагические, переломные этапы в истории России. Так, он долго пытался понять, как Первая мировая война, на которую рвались призывники и добровольцы, которая так победоносно начиналась, была проиграна нами проигравшей же стороне, почему верх взяли «трусость, измена и обман», приведшие к развалу империи, братоубийственной Гражданской, жестокому убийству государя и его семьи, исходу миллионов русских людей и рассеянию их по всему миру…

Павел Рыженко. “Прощание с конвоем”.

Павел Рыженко. “Прощание с конвоем”.


Масштабные реалистические произведения Павла Рыженко, в которых осмысливается эта череда трагических событий, стали основой экспозиции. На открытии выставки экскурсию провела вдова художника Анастасия Рыженко.

Картина «Брусиловский прорыв» была написана мастером в год 100-летия начала Первой мировой… и последний год собственной жизни. Брусиловский прорыв хотя и оказался триумфальным для русских, стоил немало жизней – всего в нем погибло полтора миллиона человек. Потому и нет на одноименной картине парадности и ощущения триумфа, только казак в лохматой папахе на белом коне, отдающий честь… А вокруг непролазная грязь и измученные люди.

1 марта 1917 года император напишет прощальное обращение к войскам, в котором еще раз напомнит о долге перед родиной и союзниками, о необходимости довести войну до полного поражения врага… Но услышат ли они его, опьяненные антивоенной пропагандой? На картине «Прощание с конвоем» стоящие перед государем казаки опустили глаза. Метет метель, ветер развевает красные банты и нитки на плечах – на месте сорванных погон… И один не выдержал – упал на колени перед царем, другой от стыда закрыл лицо шапкой.
А тот, кто не бросил оружия и остался верным присяге, глядит на нас с картины «Ветеран». Вот как писал о герое сам художник: «…Он все еще не снял погон со своей шинели. Он спокойно, как атлант, взирает на море безумств вокруг себя и молится, не теряя царственного достоинства, присущего только царским же слугам, верным своим господам и господу Богу до самой смерти…»

Мы подходим к последним картинам. На них – торжество и величие русской природы. «Дрожащие огни печальных деревень», морозная зима в Коломенском, заросшее лесное озеро и дубовая аллея… Особое место здесь занимают картины, посвященные Валааму. «Когда-то Павел думал принять монашество на Валааме. Но судьба распорядилась так, чтобы его служение России было в качестве художника», – поясняет нам Анастасия Рыженко. Проходят человеческие распри, войны, конфликты – вечным остается лишь безграничное небо и величественная земля… И ради этого стоит жить.

Татьяна КУТАРЕНКОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter