Убежденных холостяков становится все больше?

Вечные женихи

“Больше — ни в жизнь!” — заявил сразу после развода пятнадцать лет назад минчанин Евгений, предупреждая все попытки мамы снова женить неудачливого мальчика. И с тех пор свято следует своему принципу. Сейчас Жене сорок три. Он проживает в отдельной однокомнатной квартире, оснащенной всеми доступными у нас в стране новинками техники, минимум дважды в месяц навещает живущих в другом городе родителей, исправно платит алименты, работает системным администратором в крупной компании и периодически заводит романы с молоденькими девушками. 
Коллаж Олега Попова

С непременным условием: никаких планов, обязательств и ответственности. Женатые приятели завистливо похлопывают Евгения по плечу и величают “мужиком новой формации”.

Нет, он не эгоист, не бабник и не социопат. В школе был влюблен в первую красавицу класса, долго ее добивался, трогательно ухаживал, был счастлив, когда она дождалась его из армии и ответила “да” на предложение руки и сердца. Все рухнуло примерно через год, когда молодой жене захотелось красивой и богатой жизни.

— Я никогда не был амбициозным и не стремился достать с неба звезду, — объясняет Евгений. — Мне казалось, что мы живем правильно, как все более или менее успешные пары — да, ютимся в двушке с ее родителями, но это было наше общее решение: откладывали деньги на строительство своего жилья. Не торопились с детьми, понимали: какая личная жизнь в одной комнате с ребенком? Я всегда считал, что все надо делать постепенно, вместе преодолевать трудности, вместе воплощать мечты в жизнь. Тогда и стареть будет интересно — бок о бок, с общими воспоминаниями.

Но мою супругу, что называется, понесло. Почему Коськины или Васькины каждые два года меняют машины, почему Петровы и Ивановы отдыхают на Кипре и в Таиланде, а мы — в Одессе? Почему ее бывшая одноклассница Машка со своим кавалером нерусского происхождения ходит по ресторанам и получает в подарок золотые украшения, а я считаю покупку цветов бесполезной тратой денег? Ну и в том же духе по нарастающей. При этом мы оба тогда еще были студентами, она вообще нигде не работала, а я учился на заочном и вкалывал в двух фирмах. Даже когда в двадцать пять лет мы стали владельцами собственной квартиры, пусть и купленной в кредит, когда я наконец приобрел машину нашей с женой мечты (иномарку всего пятилетней “выдержки”), когда мы впервые съездили отдохнуть в Турцию, рефрен “у нас мало денег, тебе нужно больше работать” продолжал звучать. Ей всегда и всего было мало.

А когда родилась дочка, все стало еще хуже: доходы семьи по понятным причинам упали. Мы не голодали, не побирались, но... Ох уж эти женщины, воспринимающие жизнь сквозь призму бразильских и мексиканских сериалов! Для нее все было так скучно, так пресно по сравнению со страстями, которые бурлили в ящике.

Терпение мое лопнуло в день, когда я выяснил, что жена сидит на сайте знакомств и вовсю общается с состоятельными (если верить анкетам) иностранцами. Оставит дочку бабушке с дедушкой — и бегом на свидание. Пока я халтурю до 11 вечера, чтобы ей на тряпки заработать. Впрочем, она не возражала против развода. Я не оправдал ее ожидания. Да и мне уже, если честно, все эти ее попытки сделать из меня ломовую лошадь сидели костью в горле. Дочку, конечно, было жалко. Но я реально больше не мог терпеть вечно недовольное и завистливое (при встречах с подругами) выражение на лице жены. Помню, как она мне спокойно сказала: “Хочешь жить нищебродом — живи. А у меня другие планы!..”

После развода все как-то более-менее устаканилось. Я оставил бывшей с дочкой квартиру, сам несколько лет перекантовывался у родителей. Пока однажды не подвернулась весьма прибыльная работа, позволившая за короткий срок накопить на покупку однушки в спальном районе. Переехал, обставил квартиру. Как-то включил стиральную машину и мультиварку и решил выпить за свое здоровье. Такое было блаженство! Один, но не одинокий, а свободный. И никакой надоедливой, вечно унылой и алчной бабы рядом.

Я больше не женюсь по двум причинам. Во-первых, не верю в любовь до гроба. Все это сказки для детей. Я любил бывшую. Очень. Уверен, и она меня любила какое-то время. Но брак — союз партнеров по духу, а не по феромонам. И я не уверен, что на пятом или шестом десятке встречу женщину, которая будет смотреть на этот мир моими глазами.

Во-вторых, одному мне удобнее и спокойнее. Никто не давит, не упрекает, не кричит о том, как она устала, что постирала мои рубашки и поутюжила постельное белье. За бывшую теперь в моей квартире все делает техника. К тому же я умею неплохо готовить. Порой смотрю на своих несчастных женатых коллег, которые только и делают, что рассказывают, как их достала теща, как им вынесла мозг жена, и понимаю, что не хочу такой жизни. Возможно, сказывается возраст, уже не хочется ничего менять. А что касается пресловутого стакана воды в старости, то, как в том анекдоте, не исключено, что мне вообще не захочется пить.

Саша — привлекательный молодой человек 36 лет от роду, завсегдатай одного из самых популярных в Беларуси сайтов знакомств. У него анкета “старожила”: примерно с 2003 года Саша все ищет и не может найти свою идеальную половинку. Не то чтобы у него были какие-то совершенно фантастические требования к девушкам, а теперь уже и к женщинам. Нет, Александр не ждет блондинистую модель с набившими оскомину 90-60-90, ничего не имеет против пышнотелых, немодных и неформатных нынче представительниц прекрасного пола. Ему, как это ни странно, важна душа. Ну и немножко тело. Проблема в том, что каждой новой кандидатке — а среди них были и есть разведенки, холостячки, совсем молоденькие барышни, ровесницы Саши и дамы “сильно в возрасте” — никак, хоть ты плачь, не удается пройти “кастинг” у привередливого вечного жениха. Как правило, дело заканчивается тем, что подруга всего за несколько месяцев (максимум за полгода) успевает сдружиться с потенциальной (с точки зрения подруги) свекровью, но претерпевает фиаско в отношениях с несостоявшимся мужем.

— Я уже даже не знаю, кто мне нужен, — огорченно оправдывается Саша. — Казалось бы, все при ней: и мозги, и внешность, и борщ она варит так, что слюнки от одного запаха текут. Но проснешься с ней утром, как представишь, что вот так будешь просыпаться всю оставшуюся жизнь, видеть ее постоянно рядом, и невольно начинаешь выискивать в этой милой хохотушке, которая, по сути, вообще ничего плохого мне не сделала, одни недостатки. Лишь бы оправдать желание каким-то образом от нее избавиться. И юмор у нее какой-то плоский, и слишком уж она навязчивая, да и одевается всегда так броско — явно будет крутить хвостом перед моими приятелями, а потом еще и изменять начнет. Она уйдет из твоей жизни — и несколько недель ты на коне: все так привычно, спокойно, без “штормов”. Думаешь: а ну ее, только ненужную суету привносила. Но, конечно, проходит время, ты идешь на крестины очередного карапуза к очередному женатому другу и начинаешь грызть себя: почему у тебя не может быть, как у всех? Но в том-то и проблема, что как у всех потом не хочется!

По мнению Саши, ему просто фатально не везет в поисках своей единственной и неповторимой. По мнению психолога, к которому он отправился по настоянию своей мамы, причина заключается в том, что ему на самом деле не нужна семья. Еще довольно молодой человек прочно “зафлажковался” в своей зоне комфорта и не желает впускать туда на длительный срок какого-то раздражителя. Потому что Саше удобно жить так, как он живет.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Павел Зыгмантович, психолог:

— Холостяки, как правило, делятся на две категории — убежденные и вынужденные. Среди первых — те, кто однажды уже пережил болезненный развод. У них появляется страх: это может произойти снова, я буду вынужден долгие годы мириться со скандалами, претензиями, ультиматумами, а потом меня опять оставят без квартиры, машины, да еще и с детьми смогу видеться только раз в неделю.

Сюда же можно отнести мужчин, которые пришли к выводу, что одному жить комфортнее. И выгоднее с точки зрения финансов. С тех пор как цивилизация шагнула далеко вперед, у многих людей просто отпала необходимость заводить семью. Потому что на протяжении многих веков брак был или выгодным бизнесом при слиянии двух семейных капиталов (хотя это мы, в принципе, наблюдаем и сегодня), или способом выжить: вдвоем было проще, а бедные семьи рожали много детей, чтобы были помощники по хозяйству. Сейчас техника заменяет людей не только на производстве, но и в семейной жизни. Но, знаете ли, в этом даже есть свои плюсы: если отбросить в сторону квартирный вопрос или вопрос регистрации в городе, то браки сегодня стали в некотором смысле более искренними. Люди принимают решение строить совместную жизнь в том случае, если друг без друга им хуже, чем вместе. Причем не в материальном, а в моральном плане.

Вынужденные холостяки тоже бывают нескольких подвидов. У одних просто так складывается жизнь — им некогда, не с кем, не за что. А потом — и незачем. Есть много примеров, когда мужчины встречают старость в одиночестве не потому, что так захотели, а потому, что не позволили обстоятельства, а человек оказался слишком слаб, инертен, чтобы их переломить.

Другие изначально ставят слишком завышенную, порой просто нереальную планку при выборе невесты. И перебирают, ждут, надеются.

О том, что традиционная семья себя изжила, сегодня говорят все кому не лень. Действительно, в моде нынче так называемые гражданские и гостевые браки, а убежденных холостяков и убежденных холостячек, возможно, с течением времени будет становиться все больше. Но в этом тоже есть некий математический расчет природы: учитывая, как роботизация прочно входит в нашу жизнь, человечество и не стремится производить большое количество детей, которые в будущем просто не смогут найти себе работу.

Тем не менее приверженцев семейных устоев можно успокоить: все равно брак в понимании наших мам и бабушек вряд ли сойдет на нет. Многочисленные исследования ученых показывают: семейные мужчины живут дольше. И человек как существо социальное на подсознательном уровне всегда будет стремиться найти себе пару — для секса, для разговоров по душам, для уютных домашних субботних вечеров и родственных посиделок за праздничным столом. Все это глубоко и достаточно прочно сидит в каждом из нас.

История знает немало великих людей, кто в силу разных причин избежал свадьбы: Леонардо да Винчи, Платон, Галилео Галилей, Бетховен, Шуберт, Брамс, Лермонтов, Гоголь, Микеланджело, Маяковский, Сартр. Особенно отличились безбрачием философы — Платон, Гераклит, Шопенгауэр, Декарт, Гоббс, Локк, Лейбниц, Юм, Спиноза, Кант, Жан-Жак Руссо... Очень уж философски, видимо, подошли к этому вопросу.

КСТАТИ

Они все-таки сдались!

   

Два месяца назад Джордж Клуни и Амаль Аламуддин впервые стали родителями: у пары родились двойняшки. А ведь еще пару лет назад мало кто верил, что актер вообще женится на очередной своей девушке. Однако бывший волк-одиночка, когда-то заявлявший, что ни за какие сокровища мира не расстанется со своей свободой, с радостью взялся за новую для себя роль отца и мужа, пополнив ряды запоздалых папочек Голливуда.

Еще один некогда убежденный холостяк Ричард Гир стал папой в 2000 году, когда актриса Кэри Лоуелл, с которой они прожили 18 лет, родила сына. Вскоре состоялась и долгожданная свадьба. Правда, в 2013 году Кэри и Ричард развелись, однако Гир активно участвует в жизни сына и благодарен бывшей жене за то, что она подарила ему это счастье.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter