Ответы на вопросы, которые вы хотели задать — и задали!

Вечные вопросы бытия

 На встречах люди часто задают вопросы, на которые так сразу ответ и не подберешь. Люди ж обычно хотят рецепта, а не рассуждений — а для этого нужно время подумать, не всегда получается с ходу. Да и вопросы часто задаются из серии вечных. Про необучаемую молодежь. Как творить добро, если его неоткуда взять. Что нам делать с белорусским кинематографом… нет, я хочу у вас узнать ответ!.. 

Вершиной всего, поделюсь, является вопрос такой формы: «Вот вы написали про… (мятеж, невероятных, наши корни, грызущих их корнеедов и пр.), оно и хорошо, и спасибо. Но лучше бы вы написали про…» — и далее любой список личных болячек, от отечественного кино до рапсового масла. И как отвечать?

Поэтому решил собрать цитаты великих, в которых заключаются ответы на вечные вопросы. Заодно и сам подучусь.

* * *

Чехов, безусловно, был силен в иронии. Но вот от Достоевского не ждешь, а он вдруг: «Милый папаша, мне двадцать три года, а я еще ничего не сделал; убежденный, что из меня ничего не выйдет, я решился покончить с жизнью…» — и застреливается. Но тут хоть что‑нибудь да понятно: «Для чего‑де жить, как не для гордости?» А другой посмотрит, походит и застрелится молча, единственно из‑за того, что у него нет денег, чтобы нанять любовницу. Это уже полное свинство».

Каков Федор Михайлович («Дневник писателя»)?

Положим, с «любовницами» современное поколение вопросы решило. А что с тем типажом, что в начале? Они нонеча себя слишком любят и ценят («я этого достойна»), чтобы стреляться из‑за таких пустяков, как «еще ничего не сделал». Но что‑то внутри, пусть и неназванное, неосознанное, неотрефлексированное, — все равно сосет душу, человек так устроен.

Такие как раз и пойдут «шатать рыжым» — потому как те, кто поумнее рядом, аккурат и подскажут: вот оно, дело жизни. Они даже и «застрелиться» попробуют, поверив соблазнителям.

Вот это в наше время действительно полное свинство.

* * *

Еще спрашивают: «Скажите, а откуда берутся ультрапатриоты, они что, не понимают?..» Или такое: «А вот как, как им, проплаченным этим, удалось такое количество людей с пути сбить и на улицы вывести?»

«Человек должен быть непременно твердым, а то злые любят мягких, добрых и делают их своими костылями, — писал Михаил Пришвин в «Незабудках». — Так и надо помнить, что настоящее зло — хромое и ходит всегда на костылях добродетели».

На костылях добродетели — вот это именно о невероятных. И о турбопатриотах.

* * *

Часто приходится напоминать: учиться — это труд. Человек ленив. Следовательно, детей надо заставлять — ничуть не стесняясь такого «насилия». Тут как с правильным питанием: дайте волю, и чипсы будут запиваться колой. До смерти.

Это с одной стороны. Так же часто приходится напоминать, что и про нас родители и учителя говорили, мол, что ж из этих оболтусов будет‑то? Они ж не учатся, не читают, не думают!.. Но жизнь как‑то сама так выворачивает людей, что — ничего, справляются.

«Жаль еще тоже, что детям теперь так всё облегчают — не только всякое изучение, всякое приобретение знаний, но даже игру и игрушки. Вся педагогика ушла теперь в заботу об облегчении, — обличал в «Дневнике писателя» Достоевский. — Две‑три мысли, два‑три впечатления поглубже, выжитые в детстве, собственным усилием (а если хотите, так и страданием), проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа, из которой сплошь да рядом выходит ни то ни се, ни доброе ни злое, даже и в разврате не развратное, и в добродетели не добродетельное».

Особенно впечатляет пренебрежительная оценка со стороны игрока тех крайних степеней, на которые и близко не способна современная ему молодежь.

Но Федор Михайлович в своих сентенциях не первый и далеко не одинок. «Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру» — такая надпись была на вавилонском горшке, возраст которого археологи определили в три с лишним тысячи лет.

Ничего, жизнь (как и все следующие поколения) справляется.

* * *

Если надо в кого‑то потыкать пальчиком, проще всего выбрать артиста. Не чиновника (может прилететь обратно), не журналиста (прилетит обязательно), не силовика, прокурора или судейского (не известны ни лицо, ни имя, кто такой ваще?)… список можно продолжать долго.

Если хочется безопасно самовыразиться, погонять овец пугой и попугать людей своим патриотизмом, то артист второго‑третьего ряда незаменим. Собственно, ничего нового, вспомните истории с шутами в рыцарских замках.

Курт Воннегут умер очень давно. По скорости изменений современного мира — «в прошлом веке», хотя это случилось в 2007 году. Однако писатель не застал ни смартфонов, ни соцсетей… Он даже не подозревал о том количестве гендеров (уже насчитывают от полутора десятков — и предела нет), которые, оказывается, содержали в себе просто мужчина и просто женщина его времени. Скрываясь от общества. До поры.

И однако это он написал, будто видел: «Если вы всерьез хотите разочаровать родителей, а к гомосексуализму душа не лежит, — идите в искусство».

Ну что, будете и дальше поливать изнемогающее на своих пажитях Министерство культуры?

* * *

А вот цитаты невеликих: «Задача польских властей — укрепить наши вооруженные силы таким образом, чтобы Владимир Путин не посмел напасть на Польшу», — Мариуш Блащак, польский министр обороны. На кой Путину из‑за спины ­Лукашенко пытаться напрыгнуть на Блащака, врачи не сообщают. Но ежи и надолбы на польских погранпереходах вовсю ставятся.

Это, конечно, не «укрепление вооруженных сил», это чистая показуха. Но для фото‑видео сойдет, а что еще в интернете надо? И бабла, опять же, попилить можно немало, co jest miłe.

«Или Украина защитит себя, или, если нет, мы будем вынуждены вступить в этот конфликт, потому что наши главные ценности будут в опасности. Поэтому у нас не останется другого выбора, кроме как вступить в конфликт», — а это посол Польши во Франции Ян Эмерик Ростишевский.

Переведем: «Если на Украине закончатся бандеровцы (а все к тому идет, но мы не можем говорить «когда», поэтому — «если»)… Так вот, когда бандеровцы закончатся, мы бросим на Россию поляков. Поляки будут воевать, потому что все их ценности, просто все, крепко держат в руках американцы. Американцы держат Польшу за ценности — и заставят воевать с Россией, когда закончатся украинцы».

И знаете что? Есть люди, в частности поляки, которым даже нравится, когда твои ценности уютно лежат в чужих заморских руках. Которые находят в этом великий смысл: «Победа над Россией — это и польский, и европейский государственный смысл», — Матеуш Моравецкий, премьер‑министр Польши. Той самой Польши, которая — единственная в Европе! — несколько раз теряла свою niezależność и субъектность.

И в последний раз получила ее обратно из рук Сталина. А Беларусь еще и Белосток с областью добавила.

А смысл?

* * *

Напоследок и правда о вечном.

Писатель Вениамин Каверин в современной русской литературе знал, можно сказать, всех: от Олеши с Багрицким до Ильфа и Петрова, которым он просто подарил сюжет «12 стульев». Он знал и людей, и жизнь.

«Никогда нельзя быть слишком уверенным в том, что тебя любят. Что тебя любят, несмотря ни на что. Что может пройти еще пять или десять лет, и тебя не разлюбят...» — Саня Григорьев из «Двух капитанов». И как с таким знанием жить дальше?

Спасает самоирония. Не надо ни себя, ни происходящее с собой воспринимать уж слишком всерьез. Как сказала одна соцработница из райисполкома: «Миссия нашего управления… моя миссия…» Помилуйте, это у Христа была миссия. А вы пенсии выдаете вовремя — это ваша работа. Максимум — государственное служение у некоторых.

«И не надо так трагично, дорогой мой. Смотрите на это с присущим вам юмором… С юмором!..» Короче говоря, улыбайтесь, господа. Улыбайтесь.

Рисунок Олега КАРПОВИЧА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter