В приветственном слове перед гостями мероприятия, среди которых были известные фотографы, художники, литераторы, журналисты и друзья, Денис сказал:
— Для сябе Беларусь я адкрыў вельмi даўно — у 70-я. Тады, яшчэ дашкольнiка, браў мяне ў этнаграфiчныя экспедыцыi мой бацька — Мiхась Раманюк. Пасля, так склалася, я вандраваў ужо адзiн. Спачатку як мастак, з эцюднiкам i фарбамi, пазней, як фатограф, са штатывам i фотаапаратамi. Мае сафары (так я называю свае вандроўкi) праходзiлi па безлiчы могiлак, вёсак, чарнобыльскай зоне, але ўсё больш па пагорках, барах, берагах рэк, азёр ды нябесных прасторах... i з часам хараство беларускага краявiда канчаткова захапiла мяне.
Денис, немного волнуясь, говорил, а на большом экране появлялись страницы книги, развороты с грандиозными панорамами, снятыми с высоты птичьего полета.
Рассветы сменялись закатами, туманы — ярким полуденным солнцем, зеленая трава становилась желтой, серебряной от первого инея, исчезала под густым снегом... И все это время, где близко, а где-то еле заметным силуэтом, возникали каменные и деревянные храмы — скромные и роскошные. Колокольни, купола, кресты, ограды. И самое поразительное, что вся эта рукотворная архитектура была едина с окружающим пейзажем. Она жила с деревьями, полями, облаками и птицами, ветром и снегом, рассветами и закатами. И зрители поражались всей этой спокойной красоте и гармонии природы и храмов.
Денис Романюк вспоминал, как дрожал в туманах на берегах рек, как мок под дождями, пряча фотоаппарат, чтобы сделать один-единственный снимок, тот самый — незабываемый.Те, кто видел альбом впервые, иногда не могли сдержать восхищения и шептали, обращаясь друг к другу: «Боже, какая же красивая Беларусь!»
Искусствовед Сергей Хоревский, он же автор текстов к снимкам Дениса Романюка, вспомнил, как почти два десятилетия назад этот проект начинался и какое бесчисленное количество больших и маленьких фотографий пришлось пересмотреть, выбирая самые выразительные. Те, которые наиболее точно станут соответствовать авторской идее — показать гармоничное сосуществование храмовой архитектуры и пейзажа, и то, как умело наши предки вписывали церкви и костелы, выбирая для строительства самые выразительные точки.
— Я заўважыў, што з выявай святынi краявiд становiцца асаблiвым, а будынак храма нiколi не перашкаджае наваколлю — яны заўсёды гарманiчна спалучаюцца i дапаўняюць адзiн аднаго. А мастацкая фатаграфiя дапамагла мне пакласцi, як ноты, спеў гэтага дуэта на старонкi альбома, — сказал автор всех снимков и немного растерянно улыбнулся.
В фотоальбом «Беларусь. Храм и пейзаж» вошло 152 фотографии, на которых изображено 86 храмов, и множество пейзажей, как знаковых, узнаваемых с первого взгляда, так и малоизвестных.Книга получилась очень яркой. В ней показаны все регионы, все знаковые храмы, разные времена года. Она — фантастическое путешествие в прошлое и будущее.
Каждый снимок храма сопровождается подробным описанием, состоящим из двух частей. В первой части, подготовленной Сергеем Хоревским, дана научно-историческая информация. Вторая — лирическая, написана Денисом Романюком. В ней он рассказывает о том, что осталось за кадром. Вспоминает и делится своими чувствами и переживаниями, связанными с каждым снимком.
На экране возникали фотографии из книги «Беларусь. Храм i краявiд», и все понимали, что появился еще один альбом, достойно представляющий нашу Родину.
cultura@sb.by