Вечные студенты

Современные аспиранты: вольные художники или надежда науки?
Современные аспиранты: вольные художники или надежда науки?

Аспирант — это взрослый студент, который так же может пропускать лекции, скучать на семинарах, списывать на экзамене. Правда, уже не так явно. Во–первых, не солидно как–то, а во–вторых, за 3 года всего 3 экзамена и 3 зачета. Так что времени в распоряжении аспирантов — хоть отбавляй. И на библиотеку хватит, и на опыты в лаборатории, и на пиво с друзьями. Нет, в аспирантуре нет халявы, просто ситуация такова, что все друг друга знают очень хорошо и преподаватели смотрят на аспирантов уже как на своих коллег, поручая им вести лабораторные занятия, семинары у студентов. Поэтому и не отчитывают особо за недостаточно плодотворный труд, пожурят, но так, слегка.

Сдать кандидатский минимум — это не главное для аспирантов. От них больше ждут научных «изысков», которые они логично и кратко изложат на 100 страницах своей кандидатской диссертации. Причем в срок. Удается это немногим: с кандидатской степенью завершают обучение менее 10 процентов аспирантов, а в некоторых научных учреждениях и вовсе 5 — 6 процентов. Одна из причин — в том, что на защиту диссертации требуется в среднем 7 лет (в частности — по естественным наукам). И если студент со 2–го курса начал работать в науке, то как раз укладывается со сдачей диссертации вовремя.

— Все защищаться не будут никогда. Практически невозможно подготовить и защитить диссертацию за три года, из которых один уходит на сдачу кандидатского минимума, — говорит начальник управления подготовки кадров высшей квалификации БГУ Константин Коростик. — Это же и эксперименты, и поездки, и экспедиции. Иногда для опытов не хватает каких–то химических реактивов, физических приборов, что тоже очень тормозит работу.

— Во–первых, в высшем образовании только 15 процентов остепененных сотрудников НАН работают (это о связи науки и образования). В Украине — 40 процентов. Во–вторых, в год тысяча часов нагрузки на преподавателя, когда им ученых растить? — приводит другие доводы главный научный сотрудник Института физики НАН Евгений Толкачев.

Есть и третья, субъективная причина. Не меньше половины (хотя, допускаю, что где–то меньше) студентов идут в аспирантуру вовсе не за тем, чтобы защитить диссертацию. Для кого–то это просто возможность остаться в Минске, избежать армии, подучить бесплатно иностранный язык, компьютер, определиться в жизни — найти солидную работу, квартиру, жену (нужное подчеркнуть)... Один мой знакомый три года в аспирантуре учился, так и не приступив к диссертации. Отделывался всегда легко: мол, у меня все есть, но в таком беспорядочном виде, что стыдно показывать. Не то, чтобы диссертация ему вовсе не нужна была. Просто, кроме аспирантуры, он еще на две работы разрывался.

— Мы таких ловкачей быстро пресекаем, — говорит Константин Николаевич, — тех, кто на втором году обучения не сдал кандидатский минимум и у кого нет публикаций, отчисляем. У нас самый большой процент защит диссертаций среди других вузов — 16 — 18 процентов. А если прибавить тех, кто защищается в течение двух лет после окончания аспирантуры, то остепененных аспирантов 50 — 60 процентов. Оставшиеся 25 — 30 процентов — отчисляются в период учебы в аспирантуре.

На самом деле, на практике не все так жестко. Например, у многих и к третьему году нет ни одной публикации. Хотя их нужно всего три, но в приличных журналах. Задача на первый взгляд несложная. Но, по мнению аспирантов, перечень научных изданий, официально признанных Высшей аттестационной комиссией, очень короткий. Поэтому опубликоваться почти нереально: желающих в сотни раз больше, чем страниц в этих журналах. Приходится чуть ли не в очередь записываться. При этом многие издания (например, юридические) очень высокого уровня, куда аспирантов как авторов не берут. Выкручиваются как могут. Многие публикуются в соавторстве со своими научными руководителями.

— Это в русскоязычных изданиях очереди, — говорит недавний аспирант, а теперь преподаватель биологического факультета БГУ Сергей Мастицкий. — Хорошо владея иностранным языком, можно запросто опубликоваться в международных журналах. Статью опубликуют меньше чем за год, если фактура достойная.

Сергей, к слову, защитил диссертацию досрочно, описав паразитов речного моллюска дрейссены, которого зимой и летом вылавливал в 32 (!) белорусских водоемах. Научные руководители даже не знали, на каких основаниях задерживать выпускника в аспирантуре на оставшиеся полгода, не выселять из общежития и платить стипендию... Неудачу своих коллег Сергей объясняет тем, что не всем хватает самодисциплины. К тому же молекулярная биология требует финансовых вложений (объездить все болота — дело затратное).

Хотя сейчас аспирантам оказывается большая поддержка. Некоторые даже считают, что непомерно большая. Во всяком случае, со стипендией в 310 — 330 тысяч рублей аспирант вполне может позволить себе тратить время не на поиски работы (все равно выпускникам вузов редко предлагают зарплату выше этой суммы), а на копание в архивах и опыты в лабораториях.

— Такая же зарплата у многих моих сокурсников, — говорит аспирант химического факультета БГУ Дмитрий Зносок. — Я поначалу тоже бизнесом собирался заняться, а потом вдруг заинтересовался наукой. Она так же захватывает, как бизнес. Автомобиль на водороде представляете? Вот я занимаюсь исследованием топливных элементов, которые создают водородную энергию. Это мое собственное дело, за которое я болею и переживаю. Я считаю, что аспиранты — это не просто надежда, а двигатель науки, которая большей частью делается их руками. Кстати, на нашем факультете в срок защищаются 40 процентов молодых ученых.

К слову, в БГУ аспирантов, защитивших диссертацию в срок, премируют (за счет внебюджетных средств) в размере 100 долларов, а их научных руководителей — 150. В прошлом году из 189 выпускников аспирантуры премии получили 30 новоиспеченных кандидатов наук. Это считается высоким результатом. Но дело тут, понятно, не столько в деньгах, сколько во времени. Поэтому большую надежду сейчас возлагают на магистратуру, которая будет для выпускников как разгон перед аспирантурой и ситом, позволяющим лучше отбирать людей в науку. Ведь отличник в учебе не обязательно будет проявлять такие же успехи в научной деятельности.

Фото Виталия ГИЛЯ, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter