Вечное утро мира

Далеко не каждая страна, потерявшая на той войне своих сыновей, сегодня отмечает этот праздник так, как мы в Беларуси...

«Не слово, не мрамор, горячая, живая...» — так 65 лет назад написал о Победе Илья Эренбург...


Белорусская литература, можно сказать, выросла на теме Великой Отечественной войны. Быков, Шамякин, Адамович... Произведения о войне — самые пронзительные, меткие, и мое мнение, сформировавшееся еще на школьной скамье, на этот счет до сих пор не изменилось.


И в нашей стране, наверное, самая высокая в мире концентрация военных мемориалов, стел, обелисков, монументов и просто памятных знаков. Потому что здесь каждый клочок земли полит кровью... В эти весенние дни едешь за город, проезжаешь по какой–нибудь небольшой деревеньке, где и жилых домов–то осталось — пересчитать по пальцам, и вдруг за деревьями блеснет памятник воину–освободителю. Эта свежая серебряная краска, эти живые цветы у обелиска — наше искреннее «Мы помним!»...


Но самое большое достижение, уверен, состоит в том, что для большинства из нас Победа — это не только книжное слово или холодный мрамор, а, как сказал или, вернее, даже пожелал Эренбург, это нечто бессмертное, о чем мы думаем с горячим сердцем.


«И много лет спустя дети будут говорить о годах большого горя и большой славы, как о своих истоках; ведь те, кто погиб, спасли нас — своих детей и внуков», — его слова из монолога «Утро мира», опубликованного в «Правде» 10 мая, на следующий день после капитуляции фашистской Германии, в отношении белорусов оказались пророческими.


Далеко не каждая страна, потерявшая на той войне своих сыновей, сегодня отмечает этот праздник так, как мы в Беларуси. Военный парад в Минске — это и дань уважения поколению победителей, и напоминание молодым.


В Беларуси уже сложилась своя собственная традиция, как встречать такие праздники. И в этом году многое было узнаваемо: возложение венка к Монументу Победы, выступление Главнокомандующего, торжественный марш, боевая техника, авиашоу, шествие спортсменов, вечером праздничный салют. Если здесь допустимо сравнение, то есть в этой традиционности что–то от христианской обрядности — в храме ведь слова молитвы повторяют по многу раз, пока они не отпечатаются в душе... К слову, также по заведенному обычаю Президент после парада отправился в Свято–Духов кафедральный собор, чтобы поставить свечу в память о погибших в годы Великой Отечественной войны...


Я помню, когда–то были опасения, что память о войне уйдет вместе с последними ее участниками. Думаю, сегодня уже можно говорить, что они напрасны. Жизнь неминуемо берет свое, и с каждым новым парадом все меньше на трибунах ветеранов... Но все больше георгиевских ленточек я вижу в майские дни, и все больше людей приходит на пересечение проспектов Победителей и Машерова утром 9 мая.


Молодые родители, которых мама и папа в свое время вели за руку на парад поздравить победителей, сегодня приводят сюда уже своих маленьких детей. Пока малышей больше волнуют проходящие мимо танки и пролетающие в небе самолеты. Но когда–то они начнут задавать серьезные вопросы и, можно не сомневаться, получат на них исчерпывающие ответы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter