Гран-при фестиваля современной хореографии в Витебске снова уехал в Пекин

Вечное движение

Гран–при Международного фестиваля современной хореографии в Витебске (IFMC–2018) снова получили артисты из Пекина. Преодолеть «китайский синдром» не удалось: есть такое железное правило — если уж танцовщики из Поднебесной приезжают на конкурс, победа у них в кармане. Лишь раз, десять лет назад, они получили не главный приз, а первую премию.

«Взрослые игры».

На IFMC–2018 студенты Центральной академии драмы привезли две миниатюры, обе вышли в финал. Лучшей судьи признали работу «Взрослые игры». Это был понятный каждому сюжет о самой древней в мире игре, в которую играют все, от императоров до простолюдинов. Условия ее неизменны: требуется любым способом взять в свои руки контроль над другим игроком, подчинить его себе. Давить, пока он не нанесет ответного удара.

Остальные призы и специальные премии тоже достались серьезным сюжетам для взрослых. Первую премию получила Рима Пипоян из Армении, которая очень достоверно станцевала «Женщину перед принятием решения». Вторую премию разделили три постановки: Look (TREMORS Dance Company из Минска), Alpha (n’Era Dance Company из Киева) и «Переход» (проект Дмитрия Беззубенко, Минск, кафедра хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусств). Третья премия у Артема Шошина. Солист «Киев Модерн балета» представил работу «Пропала я», в которой женщина стремится покорить мир, а мужчина хочет, чтобы она просто была рядом. Премией имени Евгения Панфилова — ее вручают лучшему хореографу — в этом году наградили Илью Оши из Вологды. Вито Альфорано из итальянского Бриндизи и Денис Чернышов из Челябинска получили специальные премии «За актуальность и социальную значимость».

Сегодня все иначе. Белорусские участники выглядели достойно. Четыре наших номера вышли в финал конкурса, два из них отмечены премиями жюри. И, по словам председателя экспертного совета Ларисы Барыкиной, на фестивале ни к кому не нужно было относиться со скидкой или снисходительно:

— Одно из открытий в этом году для меня — Дмитрий Беззубенко, который показал всего одну миниатюру, но сделана она точно, ясно и хореографически богато, с хорошей лексикой и языком. Его коллега не прошел в финал, но номер тоже запомнился. В целом от белорусского присутствия осталось очень хорошее впечатление.

«Женщина перед принятием решения».

Поднять культуру современного танца в Беларуси всегда было одной из главных задач IFMC. Для этого биеннале стали проводить национальный конкурс, создали экспертный совет, включили в программу практические и теоретические мастер–классы, а в 2004 году в танцевальный конкурс ввели специальные номинации «Школа», «Педагог», «Произведение», «Хореограф», «Артист». И, как сказала заведующая кафедрой хореографии БГУКИ Светлана Гутковская, мы наконец видим результат:

— Еще в прошлом году была приятно удивлена тем уровнем, который показал белорусский национальный конкурс. И нахожусь до сих пор под большим впечатлением от него. Потому что уже вполне можно сопоставлять конкурс национальный и конкурс международный. Сейчас у нас есть свое лицо, школа, хорошее исполнение, интересные идеи, появились хореографы, воспитываются студенты в БГУКИ по специальности «Современный танец».

Похоже, что графический символ фестиваля — меандр — очень точно отражает главную линию IFMC: вечное движение, течение, круговорот. Так что недаром первый заместитель министра культуры Беларуси Наталья Карчевская на закрытии пожелала фестивалю отметить 50–летие и 100–летие. Ведь авангард будет всегда. И IFMC–2087 будет для кого–то первым.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Министр культуры Юрий Бондарь:

— В Беларуси существует более 60 международных фестивалей, которые поддерживаются государством. Но витебский IFMC занимает в этом списке особое место благодаря тому вкладу, который он внес в развитие хореографического искусства нашей страны. Этот авторитетный форум определяет тенденции развития современного хореографического искусства не только в Беларуси, но и во всем мире. География фестиваля тому подтверждение. В Витебске зажглись звезды, широко известные в мире танца, а фестиваль стал визитной карточкой культуры страны.

ЦИФРА

За 31 год фестиваля на витебской сцене выступили танцовщики более чем из 40 стран. В том числе из Бразилии, Великобритании, Ирландии, Люксембурга, США, Чили, Швейцарии, Японии.

kruchenkova@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter