
Остальные призы и специальные премии тоже достались серьезным сюжетам для взрослых. Первую премию получила Рима Пипоян из Армении, которая очень достоверно станцевала «Женщину перед принятием решения». Вторую премию разделили три постановки: Look (TREMORS Dance Company из Минска), Alpha (n’Era Dance Company из Киева) и «Переход» (проект Дмитрия Беззубенко, Минск, кафедра хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусств). Третья премия у Артема Шошина. Солист «Киев Модерн балета» представил работу «Пропала я», в которой женщина стремится покорить мир, а мужчина хочет, чтобы она просто была рядом. Премией имени Евгения Панфилова — ее вручают лучшему хореографу — в этом году наградили Илью Оши из Вологды. Вито Альфорано из итальянского Бриндизи и Денис Чернышов из Челябинска получили специальные премии «За актуальность и социальную значимость».
Сегодня все иначе. Белорусские участники выглядели достойно. Четыре наших номера вышли в финал конкурса, два из них отмечены премиями жюри. И, по словам председателя экспертного совета Ларисы Барыкиной, на фестивале ни к кому не нужно было относиться со скидкой или снисходительно:
— Одно из открытий в этом году для меня — Дмитрий Беззубенко, который показал всего одну миниатюру, но сделана она точно, ясно и хореографически богато, с хорошей лексикой и языком. Его коллега не прошел в финал, но номер тоже запомнился. В целом от белорусского присутствия осталось очень хорошее впечатление.

Поднять культуру современного танца в Беларуси всегда было одной из главных задач IFMC. Для этого биеннале стали проводить национальный конкурс, создали экспертный совет, включили в программу практические и теоретические мастер–классы, а в 2004 году в танцевальный конкурс ввели специальные номинации «Школа», «Педагог», «Произведение», «Хореограф», «Артист». И, как сказала заведующая кафедрой хореографии БГУКИ Светлана Гутковская, мы наконец видим результат:
— Еще в прошлом году была приятно удивлена тем уровнем, который показал белорусский национальный конкурс. И нахожусь до сих пор под большим впечатлением от него. Потому что уже вполне можно сопоставлять конкурс национальный и конкурс международный. Сейчас у нас есть свое лицо, школа, хорошее исполнение, интересные идеи, появились хореографы, воспитываются студенты в БГУКИ по специальности «Современный танец».
Похоже, что графический символ фестиваля — меандр — очень точно отражает главную линию IFMC: вечное движение, течение, круговорот. Так что недаром первый заместитель министра культуры Беларуси Наталья Карчевская на закрытии пожелала фестивалю отметить 50–летие и 100–летие. Ведь авангард будет всегда. И IFMC–2087 будет для кого–то первым.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Министр культуры Юрий Бондарь:
— В Беларуси существует более 60 международных фестивалей, которые поддерживаются государством. Но витебский IFMC занимает в этом списке особое место благодаря тому вкладу, который он внес в развитие хореографического искусства нашей страны. Этот авторитетный форум определяет тенденции развития современного хореографического искусства не только в Беларуси, но и во всем мире. География фестиваля тому подтверждение. В Витебске зажглись звезды, широко известные в мире танца, а фестиваль стал визитной карточкой культуры страны.
ЦИФРА
За 31 год фестиваля на витебской сцене выступили танцовщики более чем из 40 стран. В том числе из Бразилии, Великобритании, Ирландии, Люксембурга, США, Чили, Швейцарии, Японии.
kruchenkova@sb.by
Фото БЕЛТА