«Золушке» — 75: вспоминаем историю создания культового кинофильма

Вечно молодая Золушка

Знаменитая ленфильмовская «Золушка», в которой снялась уроженка Волковыска актриса Янина Жеймо, в этом году празднует 75-летие. Фильм Надежды Кошеверовой снимался сразу после Великой Отечественной войны, в тяжелейшее время, тем важнее было создать для измученных военным лихолетьем советских граждан красивую и добрую сказку, где торжествуют справедливость и любовь. 

gorodovoy.ru
 
Сценарий фильма известный драматург Евгений Шварц писал специально под Янину Жеймо — ее и только ее видела в этой роли режиссер Кошеверова. «В сорок четвертом году, возвращаясь из эвакуации, я встретила в Москве Жеймо, — вспоминала она. — Она сидела в уголке — такая маленькая, растерянная… Я взглянула на нее и неожиданно предложила: «Яничка, вы должны сыграть Золушку…» Она немного повеселела, и мы тут же отправились к Помещикову, который заведовал тогда сценарным отделом в Комитете кинематографии. Возражений у него не было, он только спросил: «А кто напишет сценарий?» И я, не задумываясь, выпалила: Шварц. Разумеется, никакой предварительной договоренности с Евгением Львовичем у меня не было, но, узнав о замысле, он тоже им загорелся…»

Правда, чиновникам от кинематографии хотелось видеть в роли Золушки актрису помоложе: Жеймо на момент съемок уже исполнилось 37 лет, а играть ей предстояло ровесницу собственной дочери. Но молоденькая дублерша не была так убедительна и хороша, а за Жеймо вступился режиссер Михаил Ромм. Да и эпопея с примеркой хрустальной туфельки была предельно убедительна: при росте в 148 сантиметров у Янины Жеймо была ножка детского 31-го размера. В итоге актрису утвердили на роль, но ей пришлось идти на массу ухищрений, чтобы выглядеть моложе: так, снималась она только по вечерам, поскольку с утра на лице слишком явно отражался реальный возраст. 

Фильм собрал великолепное созвездие актеров: короля воплотил деликатный и милый Эраст Гарин, к которому этот образ приклеился на долгие годы, феей-крестной стала Варвара Мясникова — большая неожиданность для зрителей, так как полюбить ее успели за роль Анки-пулеметчицы в «Чапаеве». На роль мачехи утвердили Фаину Раневскую, которая безжалостно уродовала себя на съемках: кончик носа ей с помощью кусочка тюля подклеивали каучуковым клеем, чтобы он был вздернутым, как у поросенка, а для выпуклости щек приходилось запихивать в рот кусочки ваты. «Не существует никаких неудобств, если это нужно для роли», — говорила Раневская и с энтузиазмом лепила из своей мачехи блестящий комедийный персонаж.

Королевский дворец был построен в павильонах «Ленфильма», а натурные съемки велись в Риге. Как создать в кино атмосферу сказочной роскоши, когда страна только-только восстанавливается от военных разрушений, а продукты выдаются по карточкам? В ход шло буквально все! В одном из старых тевтонских замков нашли настоящее рыцарское оружие, мебель сотрудники киностудии и актеры привозили из дома. Бальные наряды для массовки — на самом деле конфискованные костюмы берлинского театра. Часть платьев сшили из бархатных портьер, а в создании воздушного образа Золушки помогла Фаина Раневская: пожертвовала отрезом легчайшего заграничного шифона. Нам сегодня трудно представить всю широту и щедрость этого жеста, но Фаина Георгиевна была настоящей энтузиасткой сцены и для общего дела ничего не жалела. И на создание украшений для актрис она отдала собственное настенное бра, состоявшее из множества сверкающих кристалликов. К слову, хрустальные башмачки для героини изготовили из оргстекла, даже просто стоять в них было пыткой, поэтому в кадре Янина Жеймо в них появляется всего пару раз.

«Золушка» заняла 4-е место в послевоенном прокате: добрую сказку посмотрело 18 миллионов человек. И сегодня она, снятая в холодных павильонах в годы послевоенной разрухи, остается примером любви к своему делу и бескорыстного служения кинематографу. 

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter