
Климова не выглядела как звезда, как известная актриса. Она шла на работу, преподавать. Обычная, элегантная. Потом вдруг остановилась, замерла между вторым и третьим этажами, что–то вспомнила, резко обернулась и кого–то, из тех, кто с ней несколько мгновений тому назад здоровался, окликнула. Но она так произнесла имя и фамилию студента, что даже в шуме и гаме не услышать ее было невозможно, как невозможно было не остановиться и ослушаться. Шумная лестница замерла, шаги стихли... Есть воспоминание о великом Федоре Шаляпине, как он однажды пошутил, негромко воскликнув: «Пожар!» И все, кто находился рядом, кто услышал то короткое слово, смертельно испугались, бросились к дверям...
Знаменитая Александра Климова, что меня тогда удивило, ведь до этого я видел ее лишь на сцене да на экране, была невысокая, даже какая–то хрупкая. Но то, что она невысокая, становилось видно, лишь когда она оказывалась с кем–то рядом, вплотную.
И вот что меня всегда поражало в больших актерах, к Александре Климовой это относится напрямую. На сцене Русского театра, в котором она прослужила без малого половину века, она всегда смотрелась очень монументально и величественно. Казалась высокой, всегда была центром, даже если стояла в глубине или сбоку, даже если на нее не падал яркий театральный свет. Сцена ее преображала, как и она сцену. Я видел не один спектакль с ее участием, и почти всегда она выглядела значительнее своих партнеров. И голос ее долетал до последнего ряда, легко преодолевая пространство зрительного зала.
Я выбрал именно этот снимок, потому что он мне напомнил мои студенческие годы. На нем Александра Климова без грима, не «в образе», а просто очень красивая женщина. Я поинтересовался у Евгения Коктыша, когда он этот снимок сделал. Фотограф задумался и ответил: «Весной!»
ladzimir@tut.by
Фото Евгения КОКТЫША
Фото Евгения КОКТЫША
Советская Белоруссия № 218 (25100). Суббота, 12 ноября 2016