О картине Михаила Севрука «Жатва»

Вечная песня жатвы

В белорусском изобразительном искусстве картин, посвященных природе и вечному круговороту времен года, достаточно. Но если бы мне предложили сделать иллюстрированный календарь, то месяц август, или «жнівень», — представляла бы работа Михаила Севрука «Жатва».

Она, надо сказать, не так давно, но по праву, заняла почетное место в постоянной экспозиции Национального художественного музея, и все желающие спокойно могут любоваться этим полотном.



Поделюсь и своим впечатлением о самой первой встрече с этим шедевром. Году в 1977-м, когда я оканчивал художественное училище, то такого белорусского художника, как Михаил Севрук, не знал. Так вот, картину «Жатва», почти тайно, мне показал один из педагогов. Вытащил из книги небольшую черно-белую фотографию и положил на стол. Тот мутноватый снимок меня сильно удивил. Во-первых, мне показалось, что картина не просто большая, а огромная — настолько монументально все было изображено. Во-вторых, она была не очень похожа на все, что мне приходилось видеть. В-третьих, выяснилось, что Михаил Севрук — наш современник, живет в Несвиже, в Минск приезжает нечасто, выставляют его не очень охотно. Также мой преподаватель со вздохом сообщил, что картина написана до войны и что она — одна из первых серьезных работ художника. Именно с нее начинался профессиональный путь мастера.

Картин, посвященных жатве, в мировом искусстве предостаточно. Тема очень популярная. Питер Брейгель, Франсуа Милле, Винсент ван Гог, Зинаида Серебрякова, Аркадий Пластов — это только первые, пришедшие в голову имена знаменитых живописцев, воспевших эту вечную тему. 

Кто-то, взглянув на картину «Жатва», может сказать — сегодня подобные сценки навсегда ушли в прошлое. Что уже не увидишь в поле женщину с серпом, мужчину с косой, золотые, туго перевязанные снопы, которые повезут на телегах, запряженных лошадьми, чтобы обмолотить и, в конце-концов, получить хлеб… Да, сегодня почти все делает техника. По полям плывут огромные комбайны. Жнут, обмолачивают, пересыпают зерно в грузовики и пакуют золотую солому. Людей повсеместно заменила техника… 

Но суть жатвы, ее извечный смысл остались прежними. 

Эта картина, вроде бы воспевающая работу человека в поле, больше похожа на икону, чем на бытовую сцену. Центральный образ ее — мать, кормящая грудью младенца, а все вокруг — торопливо работающие крестьяне, старик, точащий косу, женщина, набирающая воду в ручье, натюрморт с хлебом, быстро бегущие облака, большое дерево, золотые поля, холмы, уходящие к горизонту… Вся эта красота, где каждая деталь несет сокровенный смысл, собрана в одном полотне, похожем, повторюсь, на удивительную икону, написанную на полотне (не очень большого размера). 

Кстати, к столетию Михаила Севрука в 2005 году была выпущена почтовая марка с изображением картины «Жатва».

ladzimir@tut.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter