“Вечная” омела

Омела — вечнозеленое растение-паразит, которое живет на ветвях лиственных деревьев, — в народных представлениях славян была символом плодородия, жизни и бессмертия. Омеле приписывались сверхъестественные свойства: считалось, что она живет вечно, не исчезает, не увядает, растет между небом и землей, не имеет семени.

Это растение, не имеющее собственных корней и сосущее соки из лиственных деревьев (дуба, березы, орешника, яблони), реже из хвойных (сосны), считали обязанным своим появлением дьяволу. На Полесье встречались такие толкования ее происхождения: “черт по дереву лазил и потерял свой венок”, “чорт вянок звiў на дрэве”.
Вместе с тем омеле могло приписываться и небесное происхождение: она будто бы падает с неба на ветки священных деревьев (дуба, ясеня), появляется “от больших дождей”, ее сажают птицы.
На русском Севере с помощью омелы, снятой в Великий четверг во время заутрени, добывали “деревянный” огонь, дымом которого окуривали скот, чтобы защитить его от болезней и нападения нечистой силы. В Словакии под Новый год ее закапывали под порогом хлева, чтобы защитить скот от ведьм. Средневековые польские и чешские травники советовали класть детям в колыбель омелу, которая росла на яблоне или на боярышнике, чтобы их не пугали злые духи и не мучили ночные кошмары.
Западные славяне верили, что омела приносит счастье, особенно в важнейшие моменты календарного и семейного цикла: к ней старались прикоснуться на Новый год, чтобы весь год быть счастливым, ее ягодами украшали стол на Рождество. Поляки считали, что если пара встанет под омелу, она скоро поженится. Русские полагали, что к тому, кто носит на себе веточку омелы, благосклонно относится начальство.
У западных и южных славян омела, особенно растущая на орешнике, соотносилась с богатством. Так, омеле, растущей на грецком орехе, болгары приписывали способность превращать медь в серебро и золото. В ночь на Ивана Купалу можно добыть клад из-под земли с помощью омелы, растущей на дереве, в дупле которого обитает дятел: для этого надо постучать по дереву, и тогда дятел сорвет омелу и сбросит ее вниз, указав тем самым место клада.
Считалось, что под лещиной, на которой растет омела, живет белая змея с драгоценным камнем во лбу, стерегущая несметные сокровища. Если человеку удастся достать из-под корней такого орешника короля змей, сварить его и съесть, то он заснет долгим сном, а затем проснется молодым, и ему во всем будет сопутствовать удача. Если же сорвать и сварить саму омелу, то можно узнать, от какого недуга исцеляют различные травы.
Чтобы летом было много меда, поляки клали в ульи омелу, которую надо было сорвать перед Рождеством так, чтобы она упала не на землю, а в чьи-то руки. В Чехии крестьяне давали овцам омелу с ели, чтобы они не утратили плод.
Порошок, отвар или настойка омелы широко использовались славянами для лечения всевозможных болезней: колтуна, ревматизма, головной боли, склероза, заболеваний сердца, нервов, печени, от кашля, одышки, судороги. Иногда целебные свойства омелы ставились в зависимость от того, на каком дереве она выросла: астму лечили омелой, выросшей на груше, головокружение, переломы и туберкулез — на дубе, желтуху — на березе и сосне, безумие — на груше, яблоне, боярышнике.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter