Вечная нота

Коллектив, наследующий традиции музыкальной капеллы XVIII века, работает в Гродно

Коллектив, наследующий традиции музыкальной капеллы XVIII века, работает в Гродно 

Одной из жемчужин культуры Великого княжества Литовского второй половины XVIII столетия была гродненская капелла Антония Тизенгауза – подскарбия надворного литовского и гродненского старосты. Его эпоха (она продолжалась в городе над Неманом полтора десятка лет) была отмечена не только развитием промышленного производства, но и бурным расцветом науки, культуры и искусства. Под его эгидой в Гродно были основаны медицинская академия, театральная школа, заложен Королевский ботанический сад, в местной типографии вышла в свет первая на территории Беларуси «Газета Гродзеньска». 

Созданная Тизенгаузом в 1765 году капелла вскоре стала одним из самых крупных и высокопрофессиональных музыкальных коллективов Великого княжества Литовского.  Европейские музыкальные традиции сочетались в ней с яркими талантами местных исполнителей, что делало коллектив способным осваивать самый разнообразный репертуар. 

Капелла исполняла оратории и мессы, симфонии и дивертисменты. Исторически известно, что в ее репертуар входили симфонии Гайдна, оперы Гретри, балеты Петинетти. Концерты проходили не только в Гродно, но и далеко за его пределами. Именно поэтому в 1780 году после отставки Тизенгауза блестящий коллектив не распался, а был ангажирован в Варшавский национальный театр. 

Именно тот далекий по времени и близкий по духу творческий коллектив и стал историческим примером, чье  существование явилось побудительным  мотивом для создания два с лишним века спустя новой Гродненской капеллы. Знаковое событие произошло в начале девяностых, когда за реализацию этой блестящей идеи взялся член Союза композиторов лауреат Государственной премии Беларуси Андрей Бондаренко. В 1991-м в Гродно появился городской оркестр, объединивший лучшие творческие силы музыкальных школ и училища. А через год горисполком, под патронатом и при непосредственной финансовой помощи которого он создавался, принял решение, аналогов которому в ту пору не было в республике. К оркестру присоединился хор, и Гродно стал первым (и до сего дня единственным в Беларуси) областным центром, имеющим собственную музыкальную капеллу. И, что немаловажно, городом, готовым ее услышать и оценить. Уже на первых концертах капеллы были аншлаги. А вскоре Гродненская капелла выступила на сцене столичной филармонии и органично вошла в культурную жизнь страны. 

За прошедшие пятнадцать лет она прошла путь не менее яркий и славный, чем ее историческая предшественница, ее коллективы стали лауреатами и дипломантами республиканских и международных конкурсов и фестивалей – «Магутны Божа» в Могилеве, православных песнопений в Минске,  «Церковная музыка» в Белостоке. Представила белорусскую культуру в России, Украине, Литве, Польше, Франции, Германии, Норвегии. И, конечно же, заняла достойное место в календаре музыкальной жизни областного центра. За год музыканты ( а это хор и оркестр, ансамбль старинной музыки и солисты) дают здесь более сотни концертов в самых различных залах – от большой сцены драмтеатра до университетов, школ и детских садов. 

Публику самых разных возрастов вот уже несколько лет собирает другой проект капеллы – февральские концерты в большом зале драматического театра. Восполняя отсутствие в Гродно оперного театра, капелла обратилась к этому сложному и масштабному жанру, собственными силами, поставив отрывки из мировой оперной классики. «Гала-опера» стала настоящей сенсацией для гродненских меломанов. А в нынешнем году артисты порадовали публику искрометной программой «Вас приглашает оперетта». Она повторялась на бис пять раз, и каждый – при переполненном зале. 

Юбилейный сезон был отмечен для капеллы и еще одним знаковым событием. Как и в первый год существования коллектива, гродненские музыканты выступили в зале Белорусской государственной филармонии, где состоялся концерт камерного ансамбля солистов, в котором приняли участие московские исполнители Марина Белашук и Дмитрий Гриних. 

Второй изюминкой года стало участие в «Беловежских встречах с арией» — совместном белорусско-польском проекте, концерты которого проходят под открытым небом в самом сердце Беловежской пущи. В сопровождении оркестра капеллы арии из опер и оперетт исполняли белорусские и польские солисты. Третьей – Международные музыкальные встречи «Мюнстер – Гродно-2007», в ходе которых в Гродно и Минске выступили преподаватели и молодые музыканты – воспитанники Высшей школы музыки германского города Мюнстера. 

Таким образом капелла, возродившая и развившая музыкальные традиции двухсотлетней давности, отметила свое пятнадцатилетие. Однако, в отличие от коллектива Тизенгауза, просуществовавшего в Гродно именно  пятнадцать лет, современная Гродненская капелла  отметила свой день рождения в самом расцвете сил, строя  творческие планы и веря в перспективы. Уже в сентябре в Белостокской филармонии состоится концерт камерного оркестра. В октябре планируется еще один проект – «Танцы народов мира». А в следующем году – концертный тур по городам Германии. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter