Вечная мания Жизели

Знаменитый балет Адольфа Адана на белорусской сцене идет уже более полувека. Но сегодняшний вечер — особенный. Сегодня артисты Национального театра балета Беларуси поведают эту драматическую историю в 300-й раз...
Знаменитый балет Адольфа Адана на белорусской сцене идет уже более полувека. Но сегодняшний вечер — особенный. Сегодня артисты Национального театра балета Беларуси поведают эту драматическую историю в 300-й раз.

Мир меняется, а время Сильфид, Жизелей, Одетт не проходит. Идеальные чувства совершенных героинь балетных спектаклей не устаревают, вопреки все ускоряющемуся ритму современной жизни. Потому что в душе все люди романтики. Хотя бы немного.

Безумная

По сей день это самый репертуарный спектакль в мире. И гастролирующие звезды предпочитают налаживать контакт с публикой с помощью все той же «Жизели» — чтобы, значит, наверняка. Нынешним летом минский зритель рукоплескал солистке Английского национального балета Марии Кочетковой, рассказывавшей коллегам, как училась безумию Жизели у странной исландской певицы Бьорк. Год назад заветную партию в белорусском театре балета исполнила еще одна победительница международных конкурсов солистка театра «Тойота сити балет» Юка Мияке... Сегодня же трогательную историю о любви, предательстве и страданиях прекрасной крестьянки станцует изысканная Екатерина Борченко. В роли ее раскаявшегося соблазнителя выступит Петр Борченко, брат–близнец Екатерины. В июле их дуэт взял «серебро» Международного конкурса артистов балета в Варне, и на сегодняшний день Катя — последний лауреат престижной балетной премии «Филип Моррис Дебют».

— «Жизелью» я заболела после того, как увидела эту партию в исполнении Светланы Захаровой в Мариинском, — рассказывает Екатерина. — И разучила ее, когда готовилась к Вагановскому конкурсу, — мне тогда было 16... Конечно, это довольно сложная роль, особенно драматически, — одна сцена сумасшествия в конце первого акта чего стоит!..

Эпатажный швед Матс Экк, кстати, на этом сумасшествии выстроил весь свой спектакль. Его Жизель — изначально деревенская дурочка и впоследствии не умирает, а попадает в психушку, где ее сокамерницы–«виллисы» затаптывают изменщика Альберта насмерть. Сегодня эта версия популярного балета не менее известна, чем классический вариант (в «Гранд–Опера», например, каноническая и провокационная «Жизели» идут одновременно), и у немалого количества балетоманов вызывает изрядное раздражение. Но солистку нашего балета авангардистский ход Экка ничуть не смущает.

— Станцевать такую Жизель, думаю, было бы очень интересно, — рассуждает выпускница Санкт–Петербургской академии русского балета. — А еще мне очень нравится «Красная Жизель» Бориса Эйфмана.

Свой спектакль Эйфман посвятил, как известно, лучшей исполнительнице партии Жизели в дореволюционном Мариинском театре Ольге Спесивцевой. Спесивцева настолько глубоко вошла в образ своей героини, что уже не смогла вернуться обратно, — судьба Жизели стала и ее судьбой. Впрочем, возможно, сумасшествие балерины было спровоцировано террором в красном Петрограде — поэтому у Эйфмана Жизель становится объектом страсти Чекиста, ломающего ее жизнь...

Трепетная

Но наша «Жизель» — это романтика в чистом виде. Постановка была сделана в 1987 году примой Кировского театра (теперь это снова «Мариинка») народной артисткой СССР Ириной Колпаковой. Кстати, именно «Жизель» стала последним спектаклем в России партнера Колпаковой — всемирно известного Михаила Барышникова. «Трактовку Колпаковой и Барышниковым второго акта балета можно назвать совершенной — их Жизель и Альберт настоящие дети воздуха», — восхищалась советская критика... Дирижировал премьерой «Жизели» на белорусской сцене Лев Лях. Сегодня он — снова за дирижерским пультом.

— Колпакова была лучшей исполнительницей партии Сильфиды в Советском Союзе, — вспоминает Лев Поликарпович. — С этой ролью наш театр пригласил ее на гастроли. Именно тогда, когда она впервые ступила на белорусскую сцену в образе Сильфиды, у Валентина Елизарьева завязался творческий контакт с этой потрясающей женщиной... После Улановой ее Жизель считалась одной из лучших — Колпакова очень бережно и корректно отнеслась к классическому либретто... И в наш коллектив она влилась настолько тактично, настолько естественно, что очень быстро стала для артистов практически родным человеком. Видите ли, Ирина Александровна сама очень лирична и мягка по натуре. И спектакль в ее постановке получил новое, куда более трепетное звучание...

Декорации и костюмы сделал тогда знаменитый Эрнст Гейдебрехт, оформляющий сегодня самые модные оперные и балетные спектакли в России и Германии.

— Сегодня они ничуть не устарели, — считает дирижер. — Я встаю за пульт, открывается занавес — и я вижу эти волшебные декорации, которые удивительно передают атмосферу музыки. Вдохновение появляется мгновенно...

Действительно, предыдущие «Жизели» (после премьеры в 1953–м спектакль возобновлялся в 1966 и 1976 годах) проигрывают последнему варианту. Хотя аншлаги этот балет собирал всегда. Кстати, первый выход «Жизели» на белорусскую сцену обошелся не без курьеза: на программках 1953 года имя композитора значилось как «А.Адам». Такое раритетное свидетельство первой встречи культового балета с белорусским зрителем хранится в музее истории театральной и музыкальной культуры Беларуси.

Вечная

Для многих балерин эта роль была судьбоносной. Фактически первой Жизелью в России стала великая Мария Тальони — роль бесплотной девы принесла ей фантастическую популярность. В Петербурге появились карамель «Тальони», вальс «Возврат Тальони», шляпы «Тальони»... А после ее отъезда, как утверждает один из современников, оставленные танцовщицей туфельки были куплены за большие деньги, разыграны в лотерею и... съедены под соусом поклонниками. «Интересно, не отсюда ли происходит выражение «Зачем ты мне подал вместо говядины подошву?», которое мы столь часто слышим в петербургских ресторанах?» — так писал об этом историк балета Александр Плещеев.

Кстати, Россия может гордиться тем, что сохранила «Жизель» для мирового балетного репертуара: во Франции еще в XIX веке этот балет надолго исчез из театров и был возвращен на родину гастролями российского «Большого балета».

Когда–то в этой роли блистали Анна Павлова, Тамара Карсавина... Но ни ту ни другую Галина Уланова не видела и создала совершенно особенную Жизель — до нее такой еще не было. Улановой были чужды сентиментальность, страдальчество — и ее Жизель ни о чем не просила, не умоляла, не взывала о пощаде и жалости. Она не была жертвой, она побеждала... Позже эту партию Уланова подарила любимой ученице Екатерине Максимовой.

Пожалуй, все знаменитые балерины мира имели и имеют в своем репертуаре партию Жизели (разве что кроме Майи Плисецкой — Жизель, по признанию Плисецкой, никогда не была «ее» партией). На белорусской сцене в этот драматический образ вживались Нина Млодинская, Нина Давиденко, Лидия Ряженова, Людмила Синельникова, Натэлла Дадешкелиани, Людмила Бржозовская, Татьяна Ершова, Инесса Душкевич, Екатерина Фадеева — всех не перечислить... Но у всех без исключения эта партия стала исполнением мечты.

— Я, конечно, не претендую на пророка, но, мне кажется, пока существует человечество, в любом городе, где найдется кто–то, порхающий на пуантах, всегда будет идти «Жизель», — говорит Лев Лях. — Потому что потребность в той освежающей, очищающей атмосфере, которую создают романтические спектакли, — одна из самых насущных потребностей человеческой души.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter