Вечером — ПРО, утром — контра?

О размещении элементов системы ПРО США в Европе

Министр обороны США Роберт Гейтс призвал вчера союзников по НАТО увеличить их военные контингенты в Афганистане. При этом он добавил, что пока Вашингтон не вполне удовлетворен их реакцией... Напомню, что в среду Белый дом обнародовал решение дополнительно направить в Афганистан 17 тысяч военнослужащих, доведя общую численность американского контингента в этой стране до 50 тысяч человек.


Таким образом, новая вашингтонская администрация окончательно определилась с приоритетами. Обеспечение присутствия 50 тысяч американских солдат в «горячей точке» потребует гигантских расходов. Но нет худа без добра... Сегодня администрация нового президента США Барака Обамы пересматривает системы ПРО в Европе, стремясь определить, насколько этот проект осуществим с технической и финансовой точки зрения. Более того, США обещают даже пересмотреть свои планы по развертыванию системы — в обмен на конструктивность России в достижении приемлемого для США урегулирования иранской ядерной проблемы. Таково предложение новой американской администрации. Обеспокоенность США значительно усилилась после того, как на днях Иран запустил на орбиту спутник.


Уже в ходе своей предвыборной кампании Барак Обама неоднократно высказывал свое скептическое отношение к проекту администрации Буша по развертыванию элементов системы ПРО США в Польше и Чехии, обвинял республиканцев в намеренном преувеличении возможностей противоракетной обороны. Обама заявил, что, поддерживая процесс дальнейших испытаний системы ПРО, он вместе с тем полагает, что окончательное решение о размещении компонентов ПРО в Европе должно быть отложено до того времени, когда все испытания будут завершены — «как минимум до 2010 года».


Эксперты по оборонным вопросам, связанные с командой Обамы, считают, что средства, запланированные на создание европейской группировки американской ПРО (4,8 млрд. долларов в период 2009 — 2013 гг.), лучше было бы направить на другие цели. Лоренс Корб, ведущий сотрудник Центра американского прогресса — ключевой либеральной «фабрики мысли», идейно обслуживающей команду Обамы, — охарактеризовал противоракетный план Буша как систему, «не доказавшую свою пригодность для парирования несуществующей угрозы в интересах защиты людей, которые не желают, чтобы их защищали». А Джон Болтон, известный «ястреб»–республиканец, с сожалением констатировал, что «Обама не любит эту программу и воспользуется любой возможностью, чтобы ее прикрыть».


Влиятельный еженедельник «Ньюсуик» считает, что правильным ходом Обамы в создавшихся условиях был бы отказ от ПРО в Европе в обмен на помощь России в урегулировании иранской ядерной проблемы. В этой позиции, думается, есть определенный резон. Необходимо использовать все возможные варианты действий и «размены», чтобы не допустить нарастания конфронтации вокруг американского проекта ПРО в Европе.


Многое будет зависеть от результатов тестирования элементов системы ПРО США. Каждое испытание противоракеты обходится американскому налогоплательщику в 115 млн. долларов. Всего было проведено 13 таких испытаний (последнее — 5 декабря 2008 года), 8 из которых Пентагон назвал сравнительно успешными. Однако примечательно, что те противоракеты, которые Агентство по ПРО США намерено разместить в шахтах в Польше к 2013 году, пока вообще не испытывались. Дело в том, что 22 уже размещенные противоракеты на Аляске и в Калифорнии имеют три ступени, а предназначенные для Польши — две. Первое испытание польского варианта противоракет GBI, как сообщается, намечено на 2009 год.


Понимая, что отношение Обамы к ПРО иное, чем у Дж.Буша, в Варшаве и Праге начали маневрировать, демонстрируя готовность к более полному учету интересов РФ. Так, министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский сказал, что Варшава будет разворачивать ПРО, не конфликтуя с Москвой, и только после того, как все возможные детали проекта будут внимательно изучены представителями России. А глава внешнеполитического ведомства Чехии Карел Шварценберг высказался за подключение России к создаваемой США глобальной системе противоракетной обороны, объединение систем ПРО РФ, США и других государств — членов НАТО.


Проблему предполагается детально обсудить в начале апреля на саммите НАТО, приуроченном к 60–летию образования Атлантического альянса.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter