Вдова латвийского лейтенанта

Военнослужащий из Латвии Олаф Бауманис погиб в иракском городе Сувайра. Двое сыновей остались без отца
Военнослужащий из Латвии Олаф Бауманис погиб в иракском городе Сувайра. Двое сыновей остались без отца

Горькое общественное разочарование, если не сказать прозрение, в странах, «добровольно–принудительно» вступивших в англо–американскую коалицию, проявляется по–разному. Кто–то, как, например, дочь погибшего в Ираке болгарского контрактника, объявляет голодовку, кто–то, как это сделал испанский лидер, на антивоенной риторике выиграл парламентские выборы... Осознание того, что никакие денежные компенсации не окупят неоправданных жертв, происходит сегодня в Украине. В Латвии неприятие военного участия в Ираке уже привело

к расколу общества.

Рижский журналист Андрей Яковлев, которому я позвонила, чтобы поздравить с Новым годом, в ответ на вопрос о настроении, и не только личном, с горечью ответил: «Ну вы же знаете, что общество у нас разделено на части с диаметрально противоположными оценками. И ярче всего это проявляется в вопросе о присутствии Латвии в Ираке».

Другой мой рижский собеседник, один из руководителей партии ЗАПЧЕЛ («За права человека в единой Латвии») Владимир Бузаев рассказал о собственном участии в горячих парламентских баталиях. По его мнению, сейм Латвии принял решение об участии латвийского воинского контингента в оккупации Ирака несмотря на то, что, по представительным опросам общественного мнения, более 80 процентов населения страны были и остаются против не только посылки в Ирак латвийских солдат, но и вообще не поддерживают позицию США в этом вопросе. Более того, парламент дважды продлевал мандат латвийских вооруженных сил в Ираке. Второй раз это продление было санкционировано, когда гроб с телом Олафа Бауманиса уже вернулся на родину. Партия «За права человека в единой Латвии», считает Бузаев, спасла честь родной страны, оказавшись единственной политической силой, сумевшей организовать уличные антивоенные демонстрации в Риге.

Видимо, вовсе не случайно в предпоследний день минувшего года крупнейшая латвийская газета «Диена» рассказала не рождественскую сказочку со счастливым концом, а правдивую историю о страшной посылке из Ирака, которую получили маленькие сыновья Олафа — трехлетний Линард и одиннадцатилетний Наурис.

«Последнюю посылку из дома служивший в Ираке сапер Олаф Бауманис так и не получил. Во время нейтрализации неразорвавшихся боеприпасов он погиб. Его останки привезли домой одновременно с нераскрытой посылкой, в которой были принадлежности для бритья и «лаймовский» шоколад, который он очень любил. Назад пришло также приложенное письмо, написанное женой Витой, фотографии и маленький рисунок Линарда. Хотя малыш известие о смерти Олафа воспринял спокойно и позже на кладбище сделал вывод, что «папа умер», еще какое–то время после случившегося он продолжал писать, а точнее, рисовать письма. Сын по–прежнему не позволяет трогать кружку отца, потому что она будет нужна ему, когда тот вернется домой».

Газета рассказывает историю молодой семьи, как будто откручивает назад кадры фотохроники. Вот Вита с Олафом поженились, вот ищут деньги на то, чтобы купить в кредит квартиру. Родился Линард — а значит, предстоят новые траты... «Стоп!» — вот он, решающий момент, когда счастливая история превращается в трагедию. Чтобы поскорее отдать банку деньги, Олаф отправился в Ирак на заработки. Дальнейшее мы знаем...

Сейчас единственный доход Виты — детские пособия и зарплата, которую она получает за работу уборщицей. Больно, пишет газета, ей бывает в моменты, когда видит на улице счастливую семью. Но еще больнее осознание того, что по истечении шести месяцев муж еще мог вернуться домой. Но он остался служить и на второй срок — банку нужно было возвращать кредит.

Большинство солдат из так называемого латвийского контингента международной миссии по поддержанию мира — ребята из глубинки, из Латгалии, и они не скрывают, пишет местная пресса, что думают не об иракском народе, а о зарплате почти в 1.000 латов, которую им на родине отродясь не заработать.

И это тоже правда о «великом освободительном походе на Юг...».


Кто уцелел — домой!

На днях в Украину доставлено восемь гробов из Ирака. В обществе обострилась дискуссия о будущем контингента.

Подавляющее большинство украинцев за то, чтобы вернуть своих хлопцев из горячих чужих песков. Сразу же после получения страшного известия Леонид Кучма заявил о планах скорого возвращения украинского контингента из Ирака.

Однако, как говаривал по другому поводу Бенджамин Франклин, «либо мы будем держаться вместе, либо болтаться на виселице порознь»... Именно такое недвусмысленное предупреждение получил вчера официальный Киев из Вашингтона.

Решение о выводе из Ирака воинского контингента Украины должно приниматься ее новым правительством, а не нынешними властями в Киеве во главе с президентом Кучмой. С таким заявлением выступил официальный представитель госдепартамента США Адам Эрели. Что это, как не прямое указание «новому правительству», каким именно должно быть его решение?

Несколько лет назад в политологической среде была модна мысль о том, что продвижение НАТО на Восток угрожает разве что девушкам в польских барах. На фоне той эйфории реальные оценки белорусского руководства, что ничего хорошего этот процесс не несет, не были должным образом оценены. Сейчас те же политологи с горьким ра-зочарованием признают, что «новобранцы» НАТО стали наилучшим поставщиком «пушечного мяса» в американской «коалиции желающих». И как видим, желания выступать в подобной роли у наших соседей все меньше. Вчера Верховная Рада Украины приняла постановление о выводе украинского военного контингента из Ирака.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter